Искусство изменит мир к лучшему

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ » Об авторах

Категории

АктуальностиАктуальности
Об авторахОб авторах
ПроизведенияПроизведения

Общее количество: 135 страниц в 3 категориях

Академики решают сами

Об авторах Gertha Muller

Выбор лауреата Нобелевской премии в области литературы – в этом году приз получила немецкая писательница Герта Мюллер с формулировкой «за сосредоточенность в поэзии и честность в прозе, с которыми она описывает жизнь обездоленных» – вновь дал пищу для размышлений о том, какими критериями пользуется Нобелевский комитет для определения лучших писателей современности.


Историк литературы Иван Толстой, автор книги о присуждении Нобелевской премии Борису Пастернаку, лично знаком с академиками Шведской королевской академии и работал в архивах Нобелевского комитета. Он рассказал о том, как происходит отбор номинантов на Нобелевскую премию по литературе и выбор победителя:

- Нобелевский комитет состоит из 18 членов. Все они - академики Шведской королевской академии, Стокгольм. Пять человек - это активная группа, которая, собственно говоря, и занимается всей этой механикой: читает книги, обсуждает между собой благочестивых и нечестивых, отделяет одних от других и вырабатывает собственное мнение. Затем это мнение представляется, так сказать, большому синклиту в составе 18 человек, и те уже выносят свое решение.

- Каким образом производится отбор кандидатов?

- Это величайшая тайна. Никто не знает этого механизма - хотя, конечно, есть книги, посвященные и истории присуждения премии, и самому механизму. Почему Васю Иванова берут, а Петю Сидорова не возьмут никогда? - вот об этом академики не распространяются. Надо сказать, что они - даже в своих мемуарах, воспоминаниях, статьях через много лет после событий - стараются не раскрывать этого механизма. Поскольку механизм - действующий. И он основан исключительно на индивидуальных симпатиях и предпочтениях.

- Получается, что, собственно, литературные тексты читают только пять человек - отборщиков?

- Конечно, существует и большой институт людей, которые советуют, присылают книги, звонят, пишут, встречаются на протяжении многих лет. Ведь очень часто кандидат, так сказать, маринуется годами. И тем не менее в какой-то момент вдруг его акции начинают расти. Конечно, пять человек не могут прочесть мировую литературу: они ориентируются на общественное мнение, мнение критиков, на собственное мнение. На то, что пишут, о чем говорят. На то, что им советуют.

- Как стать писателем, представленным на Нобелевскую премию? Ведь вы меня не можете выдвинуть на Нобелевскую премию, а я не могу выдвинуть вас.

- Если один из нас станет лауреатом Нобелевской премии - например, я, - то тогда обещаю, что непременно вас выдвину. По крайней мере, я получу такую юридическую возможность. Поскольку выдвигать могут люди, уже получившие Нобелевскую премию, а также некоторые ученые, академики и институции, которые облечены таким правом. Очень долго было бы объяснять, каким образом и кто выдвигается. Скажем лишь, что некоторые профессора Оксфордского или Гарвардского университета таким правом обладают.

- Известно ли, каков численный круг кандидатов на Нобелевскую премию по литературе ежегодно?

- Этот круг все возрастает: список все больше и больше. Например, феврале 2009 года я смотрел в бумаги, связанные с присуждением премии Борису Пастернаку, - там было больше сотни человек. В список входят не только самые знаменитые авторы, но и те, кого по каким-то причинам предпочли сами академики. Этот длинный список совсем не отражает объективное состояние дел в литературе. Не все наличные таланты мы найдем в этом списке, даже если мы в него подсмотрим тайком.

- Но их несколько сотен, по крайней мере?

- Сейчас - конечно. Ступенчато производится отсев, некий отброс: остается сперва 100, потом 50, потом 20 и так далее. В мае в этом списке остается пять человек. И вот этих пятерых читают уже все нобелевские академики. Затем, в сентябре, происходит обсуждение. На этом обсуждении кому-то ставится пять «звездочек», кому-то четыре, две, одна…

- Ежегодно пресса «полощет» десяток имен писателей - которые, как кажется, в этом году наконец получат Нобелевскую премию. Является ли это хоть каким-то отражением действительных дискуссий, скрытых в Нобелевском комитете? Или люди все переписывают друг у друга из Интернета?

- Публика старается угадать механизм вынесения решения; это совершенно естественно. Академики действительно пестуют свою независимость. Разумеется, они следят за политической и эстетической конъюнктурой. Но у нобелевских академиков есть какие-то собственные представления о том, что есть добро, что есть зло. И какие там срабатывают эстетические критерии, какие существуют прочие механизмы и поводы - этого никто никогда не узнает.

- Есть ли формальные, механические объективные данные, которые как-то учитываются академиками? Ну, там, географический принцип: не давать два года подряд европейцам. Женщина - мужчина, поэзия - проза или что-то подобное.

- Безусловно, такие механизмы есть. Только они не формализованы. Разумеется, если им захочется присудить второй год подряд какому-нибудь нигерийцу, то публика скажет: «Ну, что же вы так, неужели не могли кого-то другого найти?» Это просто отражает вкус - хороший вкус - членов Нобелевского комитета.

- Нобелевская премия - одна из самых старых, если не самая старая литературная премия. При всех минусах - люди есть люди – понятно ли, что на вековой дистанции этот отбор достойный? Что есть какая-то мощная тенденция?

- Безусловно, это мощная тенденция. В первой половине века у нобелевских номинаторов и у академиков был такой принцип: присуждать за идеальное направление в литературе, давать премию. Что такое «идеальное направление»? Много было потрачено размышлений и мозгового вещества, чтобы определить идеальное. Это что значит - только возвышенное или только религиозное, только духовное произведение? Все очень сложно.

Присуждают ее, конечно, нескандальным писателям. Если вы автор политического бестселлера, или уголовного триллера, или порнографичРадио Свободаеского романа, то вам премию практически никогда не дадут. Считается, что, например, Владимир Набоков не получил премию из-за того, что написал «Лолиту», хотя сейчас это смешно: уже почти в школе эту «Лолиту» проходят. Сдвигаются представления от эпохи к эпохе - и то, что казалось невозможным раньше, сейчас становится вполне допустимым. Список нобелевских лауреатов в основном отражает состояние литературного качества в тот или иной исторический период.


Андрей Шарый
Радио Свобода

5
8
Назад

Дополнительно по данной категории

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
ББ Редактор 6.2 Pro
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18 Смайл - 19 Смайл - 20 Смайл - 21 Смайл - 22 Смайл - 23 Смайл - 24 Смайл - 25 Смайл - 26 Смайл - 27 Смайл - 28 Смайл - 29 Смайл - 30 Смайл - 31 Смайл - 32 Смайл - 33 Смайл - 34 Смайл - 35 Смайл - 36 Смайл - 37 Смайл - 38 Смайл - 39 Смайл - 40 Смайл - 41 Смайл - 42 Смайл - 43 Смайл - 44 Смайл - 45 Смайл - 46 Смайл - 47 Смайл - 48 Смайл - 49 Смайл - 50 Смайл - 51 Смайл - 52 Смайл - 53 Смайл - 54 Смайл - 55 Смайл - 56 Смайл - 57 Смайл - 58 Смайл - 59 Смайл - 60 Смайл - 61 Смайл - 62 Смайл - 63 Смайл - 64 Смайл - 65 Смайл - 66 Смайл - 67 Смайл - 68 Смайл - 69 Смайл - 70 Смайл - 71 Смайл - 72 Смайл - 73 Смайл - 74 Смайл - 75 Смайл - 76 Смайл - 77 Смайл - 78 Смайл - 79 Смайл - 80 Смайл - 81 Смайл - 82 Смайл - 83 Смайл - 84 Смайл - 85 Смайл - 86 Смайл - 87 Смайл - 88 Смайл - 89 Смайл - 90 Смайл - 91 Смайл - 92 Смайл - 93 Смайл - 94 Смайл - 95 Смайл - 96 Смайл - 97 Смайл - 98 Смайл - 99 Смайл - 100 Смайл - 101 Смайл - 102 Смайл - 103 Смайл - 104 Смайл - 105 Смайл - 106 Смайл - 107 Смайл - 108 Смайл - 109 Смайл - 110 Смайл - 111 Смайл - 112 Смайл - 113 Смайл - 114 Смайл - 115 Смайл - 116 Смайл - 117 Смайл - 118 Смайл - 119 Смайл - 120 Смайл - 121 Смайл - 122 Смайл - 123 Смайл - 124 Смайл - 125 Смайл - 126 Смайл - 127 Смайл - 128 Смайл - 129 Смайл - 130 Смайл - 131 Смайл - 132 Смайл - 133 Смайл - 134 Смайл - 135 Смайл - 136 Смайл - 137 Смайл - 138 Смайл - 139 Смайл - 140 Смайл - 141 Смайл - 142 Смайл - 143 Смайл - 144 Смайл - 145 Смайл - 146 Смайл - 147 Смайл - 148 Смайл - 149 Смайл - 150 Смайл - 151 Смайл - 152 Смайл - 153 Смайл - 154 Смайл - 155 Смайл - 156 Смайл - 157 Смайл - 158 Смайл - 159 Смайл - 160 Смайл - 161 Смайл - 162 Смайл - 163 Смайл - 164 Смайл - 165 Смайл - 166 Смайл - 167 Смайл - 168 Смайл - 169 Смайл - 170 Смайл - 171 Смайл - 172 Смайл - 173 Смайл - 174 Смайл - 175 Смайл - 176 Смайл - 177 Смайл - 178 Смайл - 179 Смайл - 180 Смайл - 181 Смайл - 182 Смайл - 183
АБВГДЕЁЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФ ХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ
ABVGDEJOZHZIJ KLMNOPRSTUF XCCHSHW'Y#JEJUJA
Секретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти песни хочется слушать и слушать
Существует проблема с этим блоком!

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 693 191154
    +48 728 992118 (Viber,WhatsUp)

  • skype:parroslab.group
Е-КНИГИ PG
МЕДИА КАТАЛОГ
Обратная связь