Искусство изменит мир к лучшему

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ » Актуальности

Категории

АктуальностиАктуальности
Об авторахОб авторах
ПроизведенияПроизведения

Общее количество: 135 страниц в 3 категориях

Вместо Пушкина - кулинарные книги

  • 3529
  • Эдикт
  • 85
Актуальности Вместо Пушкина кулинарные книги

Современные россияне слабо знают произведения литературных классиков. По результатам опроса, проведенного по заказу GZTТОЧКАRU, многие даже не слышали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. Впрочем, издатели и продавцы книг не теряют оптимизма.


Большинство россиян классику читали только в школе и из-под палки. И если поэму Пушкина «Евгений Онегин» прочитали-таки 82% опрошенных, то о существовании «Повестей Белкина», созданных тем же автором, не слышали более 70% опрошенных. В подобном положении и Достоевский— многие знакомы с его главным трудом «Преступление и наказание», но 65% ничего не знают о его первом романе «Бедные люди». Еще менее популярен Набоков: его романы «Защита Лужина» и «Лолита»— не пустой звук только для четверти опрошенных россиян.

Кого опрашивали

В онлайн-опросе Online Market Intelligence (OMI) приняли участие более 2 тыс. человек старше 16 лет, проживающих в крупных городах России. Людям предлагалось выбрать из двух списков знаменитых художественных произведений - о которых они когда-либо слышали и читали (в каждом списке было по 20 названий книг). При этом во второй перечень («для чтения») вошла преимущественно «школьная» литература.

Еще хуже дела с обстоят зарубежной классикой. Знаменитую пьесу Шекспира «Гамлет» не читало три четверти опрошенных. С одним из самых знаковых произведений ХХ века — романом Сэлинджера «Над пропастью во ржи» ознакомилось еще меньше людей. Не в лучшем положении также «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа-Маркеса, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Красное и черное» Стендаля, «Шагреневая кожа» Бальзака. Практически незнакомо россиянам творчество Байрона и Фицджеральда.

Меньше всего из списка предложенных произведений читали роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», который в прошлом году по рейтингу, составленном газетой The Times попал в список 60 самых значительных произведений, опубликованных за последние полвека. При этом наверняка большинству известно крылатое выражение, родившееся благодаря этой книге: «Большой Брат следит за тобой».

Сколько надо, столько и читаю

Согласно данным OMI, более половины опрошенных довольны уровнем своей начитанности и только четверть признает несовершенство своих знаний в области классической литературы. При этом результаты опроса показали, что женщины в целом более начитанны, чем мужчины.

«Кто из героев классической литературы - «лишний человек», а кто - типичный герой в типичных обстоятельствах, школьники худо-бедно, но заучивают, - говорит гендиректор издательства «Рид групп» Ирина Федосова. - А вот заинтересованность в классике, судя по всему, стремительно падает».

Постоянство госпожи Бовари

То, что россияне стали меньше читать, подтверждает и недавнее исследование ВЦИОМ. Если в 1996 году книги ежедневно читали 31% опрошенных, то сейчас - только 22%. Большинство сограждан берет в руки книгу редко или лишь от случая к случаю (77%).

«Ситуация с чтением, конечно, непростая, - соглашается представитель торгового дома книги «Москва» Мария Ненахова. - Все меньше и меньше молодых людей выбирают книгу как досуг». По ее мнению, главная причина заключается в том, что привычка читать не прививается в семье: около 30% семей в России вообще не имеют домашней библиотеки. При этом спрос на классическую литературу достаточно стабилен, хотя у книг этой категории небольшая скорость продаж. «Например, ту же «Госпожу Бовари» покупают одну книгу за два дня. Медленно, но верно в течение всего года, — говорит она. - По-прежнему покупают Пушкина, Лермонтова, Гете, Манна и т.д. Наибольшим интересом пользуются классики XX века: Бродский, Набоков, Платонов, Хармс». Также хорошим спросом пользуются ранее не издававшиеся произведения известных авторов - например, романы Мориса Дрюона или рассказы Бредбери («У нас всегда будет Париж»).

«То есть можно вывести тенденцию - классика продается медленно, но всегда», - резюмирует Ненахова. В то же время новинки от современных авторов, по ее словам, либо вовсе не продаются, потому что не интересны публике, либо происходит взрыв продаж, который потом постепенно сходит на нет. «Редкое исключение – «Похороните меня за плинтусом» Санаева: более пяти лет прекрасные продажи. Феномен», - добавляет она.

Впрочем, надо заметить, что аудитория книжного магазина «Москва» отличается от портрета среднестатистического россиянина: в магазин приходят люди, которые любят читать и 99% из них - люди с высшим образованием и студенты.

Луч света в темном царстве

И все же участники книжного рынка настроены оптимистично. В онлайн-магазине Ozon, например, отмечают, что год от года спрос на художественную литературу увеличивается - так, в последние три года ежегодный рост продаж переводных художественных произведений составил 40%, а продажи отечественной литературы в 2010 году выросли на 20% по сравнению с 2009 годом. Правда, положительная динамика интернет-продаж книг не обязательно связана с повышением интереса к чтению - скорее речь идет об активизации покупок онлайн.

По словам представителя интернет-магазина Михаила Осина, сегодня растут продажи всех видов книжного товара. К примеру, бизнес-книги продаются практически с таким же успехом, что и художественные. А продажи кулинарных книг по динамике роста даже обогнали эти две категории: в этом году они выросли на 30%.

«Нам трудно говорить за всю Россию, но жаловаться на начитанность наших покупателей не приходится. Если люди покупают книги, значит, они их читают. А судя по позитивной динамике продаж Ozon.ru, читают они немало», - отмечает Михаил Осин.



По мнению Федосовой из «Рид групп», начитанность россиян в будущем все же должна возрасти - на смену «эре детективов», торжествовавшей в прошлом десятилетии, приходит интерес к современной и классической прозе, классике, как отечественной, так и зарубежной. Свою особую «читательскую касту» сформировали и любители фантастики и фэнтези. Не так плохо, как может показаться на первый взгляд, обстоят дела и с чтением у подрастающего поколения, считает издатель. «Детская литература активно развивается, — констатирует Федосова. - Причем акцент делается как на классиках, так и на новых именах. Возрождается традиция художественного оформления детских книг. Стабилен спрос и на развивающие книги для дошкольников и младших школьников. Так что наш прогноз скорее оптимистичный — просто само понятие «классика», ясное дело, будет означать нечто другое, нежели сейчас. Но это закономерный ход развития литературы».

voiting

Надежда Куприна GZTТОЧКАRU


5
4
Назад

Дополнительно по данной категории

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
ББ Редактор 6.2 Pro
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18 Смайл - 19 Смайл - 20 Смайл - 21 Смайл - 22 Смайл - 23 Смайл - 24 Смайл - 25 Смайл - 26 Смайл - 27 Смайл - 28 Смайл - 29 Смайл - 30 Смайл - 31 Смайл - 32 Смайл - 33 Смайл - 34 Смайл - 35 Смайл - 36 Смайл - 37 Смайл - 38 Смайл - 39 Смайл - 40 Смайл - 41 Смайл - 42 Смайл - 43 Смайл - 44 Смайл - 45 Смайл - 46 Смайл - 47 Смайл - 48 Смайл - 49 Смайл - 50 Смайл - 51 Смайл - 52 Смайл - 53 Смайл - 54 Смайл - 55 Смайл - 56 Смайл - 57 Смайл - 58 Смайл - 59 Смайл - 60 Смайл - 61 Смайл - 62 Смайл - 63 Смайл - 64 Смайл - 65 Смайл - 66 Смайл - 67 Смайл - 68 Смайл - 69 Смайл - 70 Смайл - 71 Смайл - 72 Смайл - 73 Смайл - 74 Смайл - 75 Смайл - 76 Смайл - 77 Смайл - 78 Смайл - 79 Смайл - 80 Смайл - 81 Смайл - 82 Смайл - 83 Смайл - 84 Смайл - 85 Смайл - 86 Смайл - 87 Смайл - 88 Смайл - 89 Смайл - 90 Смайл - 91 Смайл - 92 Смайл - 93 Смайл - 94 Смайл - 95 Смайл - 96 Смайл - 97 Смайл - 98 Смайл - 99 Смайл - 100 Смайл - 101 Смайл - 102 Смайл - 103 Смайл - 104 Смайл - 105 Смайл - 106 Смайл - 107 Смайл - 108 Смайл - 109 Смайл - 110 Смайл - 111 Смайл - 112 Смайл - 113 Смайл - 114 Смайл - 115 Смайл - 116 Смайл - 117 Смайл - 118 Смайл - 119 Смайл - 120 Смайл - 121 Смайл - 122 Смайл - 123 Смайл - 124 Смайл - 125 Смайл - 126 Смайл - 127 Смайл - 128 Смайл - 129 Смайл - 130 Смайл - 131 Смайл - 132 Смайл - 133 Смайл - 134 Смайл - 135 Смайл - 136 Смайл - 137 Смайл - 138 Смайл - 139 Смайл - 140 Смайл - 141 Смайл - 142 Смайл - 143 Смайл - 144 Смайл - 145 Смайл - 146 Смайл - 147 Смайл - 148 Смайл - 149 Смайл - 150 Смайл - 151 Смайл - 152 Смайл - 153 Смайл - 154 Смайл - 155 Смайл - 156 Смайл - 157 Смайл - 158 Смайл - 159 Смайл - 160 Смайл - 161 Смайл - 162 Смайл - 163 Смайл - 164 Смайл - 165 Смайл - 166 Смайл - 167 Смайл - 168 Смайл - 169 Смайл - 170 Смайл - 171 Смайл - 172 Смайл - 173 Смайл - 174 Смайл - 175 Смайл - 176 Смайл - 177 Смайл - 178 Смайл - 179 Смайл - 180 Смайл - 181 Смайл - 182 Смайл - 183
АБВГДЕЁЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФ ХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ
ABVGDEJOZHZIJ KLMNOPRSTUF XCCHSHW'Y#JEJUJA
Секретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:

.

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти песни хочется слушать и слушать

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 693 191154
    +48 728 992118 (Viber,WhatsUp)

  • skype:parroslab.group
Е-КНИГИ PG
МЕДИА КАТАЛОГ
Обратная связь