Искусство изменит мир к лучшему

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ » Произведения

Категории

АктуальностиАктуальности
Об авторахОб авторах
ПроизведенияПроизведения

Общее количество: 135 страниц в 3 категориях

Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина

Произведения «Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина» Павла Басинского.

Известный критик и журналист написал по классическим лекалам универсальный русский роман, вызвавший у рецензента характерную аллергическую реакцию на все русское и универсальное.

© Вика Ломаско
Русские мотивы

«— Люблю ее и не стыжусь! — не слушая, продолжал ********. — Да, я плебей, я солдафон! <…> Ведь я, Федор Терентьевич, пред вами и князем трепетал. Вот, думаю, люди тонкие, образованные. Их не пороли в детстве, они не слышали от родителей пьяной ругани. Их не запирали в чулане с крысами за малейшую провинность. Но теперь — нет, шалишь! Теперь я мно-о-го о вас знаю! И заметьте, не бегу докладывать по начальству. Потому что свою гордость имею-с! А Ольги Павловны вы не касайтесь! Для вас это пустяк, анекдот-с!»

Чей это монолог? Капитана Лебядкина, естественно. Ан нет — капитана-исправника Бубенцова из «Русского романа» Павла Басинского. Помимо Лебядкина, в романе прямо не протолкнуться от братьев Карамазовых, многочисленных Родионов — ну и, там, по мелочам из прочей классики: лермонтовских Максим Максимычей, тургеневских Ась, толстовских Варенек, чеховских интеллигентов и лесковских юродивых. Действие романа скачет из 18** в 1991 год, из 1991-го в 1977-й. Детективный сюжет плюс богоискательство, лярвы, слетающиеся на невинную кровь, перестроечный быт русской провинции, иностранец русского происхождения приезжает на историческую родину в поисках корней. «Алтын-Толобас» Бориса Акунина, короче говоря, за одним отличием: интрига тяжело агонизирует на протяжении последних двух третей книги.

Насчет заявленной автором литературной игры, «прозы критика», жанровых упражнений, стилистических изысков и прочего постмодернизма хочу сказать сразу: в романе приблизительно девять авторских листов, и если это игра, то автор страниц на двести заигрался. Никто и не сомневался, что маститый литературный критик Басинский способен цитировать Достоевского двадцать четыре часа в сутки и знает, как сделана «Шинель» Гоголя.

«Ах, читатель, читатель! Что понимаешь ты в законах романа, да еще и русского романа, самого беззаконного из всех романов?» — риторически спрашивает автор. В этом месте понимающий читатель должен сообщнически усмехнуться. Тут, дескать, семи пядей во лбу иметь не надо, что тут понимать! Во-первых, стало быть, в русском романе бабы голосят. Узкий эмоциональный диапазон, отпущенный бабе классиками, не позволяет ей ни вскрикнуть, ни громко заплакать, ни даже завопить (только по большим праздникам дозволяется, так и быть, взвыть или жалобно охнуть). Раз ты баба — так и голоси. Нечего, нечего!

Во-вторых — касательно закуски. Закуску положено сооружать, и никак иначе. Выпить соображают, а закусить — сооружают, не вздумайте перепутать! Не воздвигают, допустим, и не конструируют, максимум — изображают. Издревле повелось на Руси, чтобы бабы голосили, а ординарцы сооружали закусить: не нами заведено, не нами и кончится.

Однако, как было сказано выше, один только простодушный филологический капустник — не оправдание для первого беллетристического опыта почти пятидесятилетнего литературного критика. Что же касается детективного сюжета — автор до того увлекся изобретением фамилий для своих персонажей (Ознобишин, Чикомасов, Палисадов, Гнеушев, Недошивин, Оборотов и так до бесконечности), что следить за их хитроумными отношениями решительно неохота. Так что остается идейное содержание (я про судьбы России на сломе). И оно тут есть.

Если из «Джона Половинкина» вычесть «литературную игру», то есть хрестоматийные цитаты — да и то не напрочь, — роман Басинского как родной походит на другой заметный дебют этого года, роман Натальи Ключаревой «Россия. Общий вагон». Разница в малом — так, незначительные вкусовые нюансы, дань принадлежности к разным поколениям: Ключарева, допустим, бесхитростно проезжается по «радикальной презентации» в «Проекте ОГИ» и по куратору Дмитрию Кузьмину, а у Басинского фигурируют не менее прозрачный художник Тусклевич, который «публично обмазал своим, извините, калом картину Репина в Третьяковке», и Виктор Сорняков — модный романист, автор романа «Деникин и ничто».

Единственное существенное различие — степень авторской искренности: не в пример прекраснодушной Наталье Ключаревой, искушенный Павел Басинский предпослал своему роману эпиграф — знаменитый диалог о русских романах из «Пиковой дамы». Прошли, дескать, те времена, когда русские романы еще были в новинку и обходились порой без «утопленных тел». И тут же, признав это прискорбное обстоятельство ради приличия, подмигнув и подстраховавшись, не смог отказать себе в удовольствии потратить 224 страницы (навсегда вычтенные из молодой жизни рецензента) на «эти дождички, эти березы, эти охи по части могил» и «покаянную искренность пьяниц, достоевский надрыв стукачей».

Но в главном новые русские романисты солидарны. Они знают, куда несется птица-тройка, в современном изводе — старенькие «Жигули». Припавший к истокам русский человек, отрекшийся от американского акцента, подается в провинцию, чтобы принять там сан и развести натуральное хозяйство вместе с припадочной попадьей (женщиной трудной судьбы с задатками юродивой) и кучей начисто отмытых детдомовских детей. В этом смысле тоже ничего нового: как писала Тэффи (главный, как вы уже поняли, источник познания жизни для вашего рецензента) — «Наш русский роман очень беспокоен. То у нас «опрокидонт», и «дьякон налил по третьей — выпили», то вдруг изменившая мужу попадья стала зыбиться огненными столбами. Всего этого неврастенику безусловно нельзя». Еще хоть одна книга со словом «Россия» в заглавии — и ваш рецензент сделается законченным неврастеником.

Варвара Бабицкая · 02/04/2008
OpenSpace
3.7
10
Назад

Дополнительно по данной категории

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
ББ Редактор 6.2 Pro
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18 Смайл - 19 Смайл - 20 Смайл - 21 Смайл - 22 Смайл - 23 Смайл - 24 Смайл - 25 Смайл - 26 Смайл - 27 Смайл - 28 Смайл - 29 Смайл - 30 Смайл - 31 Смайл - 32 Смайл - 33 Смайл - 34 Смайл - 35 Смайл - 36 Смайл - 37 Смайл - 38 Смайл - 39 Смайл - 40 Смайл - 41 Смайл - 42 Смайл - 43 Смайл - 44 Смайл - 45 Смайл - 46 Смайл - 47 Смайл - 48 Смайл - 49 Смайл - 50 Смайл - 51 Смайл - 52 Смайл - 53 Смайл - 54 Смайл - 55 Смайл - 56 Смайл - 57 Смайл - 58 Смайл - 59 Смайл - 60 Смайл - 61 Смайл - 62 Смайл - 63 Смайл - 64 Смайл - 65 Смайл - 66 Смайл - 67 Смайл - 68 Смайл - 69 Смайл - 70 Смайл - 71 Смайл - 72 Смайл - 73 Смайл - 74 Смайл - 75 Смайл - 76 Смайл - 77 Смайл - 78 Смайл - 79 Смайл - 80 Смайл - 81 Смайл - 82 Смайл - 83 Смайл - 84 Смайл - 85 Смайл - 86 Смайл - 87 Смайл - 88 Смайл - 89 Смайл - 90 Смайл - 91 Смайл - 92 Смайл - 93 Смайл - 94 Смайл - 95 Смайл - 96 Смайл - 97 Смайл - 98 Смайл - 99 Смайл - 100 Смайл - 101 Смайл - 102 Смайл - 103 Смайл - 104 Смайл - 105 Смайл - 106 Смайл - 107 Смайл - 108 Смайл - 109 Смайл - 110 Смайл - 111 Смайл - 112 Смайл - 113 Смайл - 114 Смайл - 115 Смайл - 116 Смайл - 117 Смайл - 118 Смайл - 119 Смайл - 120 Смайл - 121 Смайл - 122 Смайл - 123 Смайл - 124 Смайл - 125 Смайл - 126 Смайл - 127 Смайл - 128 Смайл - 129 Смайл - 130 Смайл - 131 Смайл - 132 Смайл - 133 Смайл - 134 Смайл - 135 Смайл - 136 Смайл - 137 Смайл - 138 Смайл - 139 Смайл - 140 Смайл - 141 Смайл - 142 Смайл - 143 Смайл - 144 Смайл - 145 Смайл - 146 Смайл - 147 Смайл - 148 Смайл - 149 Смайл - 150 Смайл - 151 Смайл - 152 Смайл - 153 Смайл - 154 Смайл - 155 Смайл - 156 Смайл - 157 Смайл - 158 Смайл - 159 Смайл - 160 Смайл - 161 Смайл - 162 Смайл - 163 Смайл - 164 Смайл - 165 Смайл - 166 Смайл - 167 Смайл - 168 Смайл - 169 Смайл - 170 Смайл - 171 Смайл - 172 Смайл - 173 Смайл - 174 Смайл - 175 Смайл - 176 Смайл - 177 Смайл - 178 Смайл - 179 Смайл - 180 Смайл - 181 Смайл - 182 Смайл - 183
АБВГДЕЁЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФ ХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ
ABVGDEJOZHZIJ KLMNOPRSTUF XCCHSHW'Y#JEJUJA
Секретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:

.

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти песни хочется слушать и слушать

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 693 191154
    +48 728 992118 (Viber,WhatsUp)

  • skype:parroslab.group
Е-КНИГИ PG
МЕДИА КАТАЛОГ
Обратная связь