Сетевая литература как поле брани
«Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы»
Здесь приведена одна из строф довольно-таки известного стихотворения Евгения Евтушенко, которое называется «Идут белые снеги». С полной версией стихотворения можно познакомиться на авторской страничке поэта, расположенной на сайте «Стихиру».
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы»
Здесь приведена одна из строф довольно-таки известного стихотворения Евгения Евтушенко, которое называется «Идут белые снеги». С полной версией стихотворения можно познакомиться на авторской страничке поэта, расположенной на сайте «Стихиру».
Приведём ряд комментариев к этому стихотворению:
«Я бы оставил первые пять и предпоследнее четверостишия. Из любви к искусству. Может, так будет выигрышнее?» - высказал своё возможно для кого-то очень «авторитетное» мнение Виктор Мацута.
«То ли - песенка спета / И уехал Вокзал / Я - не верю, что это / Евтушенко писал», - таким образом поддержал критику при помощи пародии Сергей Васильев Младший.
«В целом стих довольно среднего уровня. <…> язык заплетается, похоже на бормотание пьяного…» - совершенно безапеляционно добивает знаменитого поэта следующий рецензент Лариса Миронова.
Вот таким образом, иногда даже хамовато и бескомпромиссно, осуждают в Интернете творчество признанных мастеров пера.
Между тем возможности Мировой паутины всё чаще используются литературными знаменитостями. Новые блоги, где пользователи имеют возможность пообщаться с известными литераторами, оставлять комментарии к его записям, поинтересоваться о планах и даже в какой-то мере оказать помощь в написании романа, вырастают, как грибы.
Страница Захара Прилепина в ЖЖ посвящена интересным интернет-находкам, а также презентациям и анонсам на свои вечера. Имеется там также не меньше дюжины ссылок на последние статьи, которые подкрепляются цитатами. В одной из своих статей Прилепин горько посетовал: «Наша статистика - это примерный номер телефона. Звонить по нему можно, но смысла в этом ноль. Какая к чёрту среднероссийская зарплата? Чем её высчитывают? Сколько людей нужно прибавить к Абрамовичу, чтобы среднемесячная зарплата была хотя бы пятьдесят тысяч рублей? Или у Абрамовича вообще нет зарплаты?»
На страницах ЖЖ засветилась также писательница, и по совместительству ведущая передачи «Школа злословия», Татьяна Толстая. В её дневнике пространно-философские размышления, литературные дискуссии, заметки на тему «а я была вот здеся». При этом напичкана масса огромных цветных фотографий, которые откровенно говоря мешают внимательному изучению материалов, с минимумом текста. В целом, манерой подачи информации дневник ТТ довольно-таки похож на жёлтую малотиражку. Уровень Живого Журнала Толстой (не уровень ли самой писательницы?) показывают заголовки, которыми она щедро наделяет свои многочисленные посты: «Гламурище», «Есть у воина в брюках заветное место», «Тема сисек», «Сказал, как в лужу п…ул», «Вы все г…но на палке»… (Здесь троеточия мои. Признаюсь, покоробило от одной перепечатки такой чернухи. - М.Б.)
А вот страницу Дмитрия Быкова в ЖЖ вне всякого сомнения без ведома автора завели неизвестные, оставив от его имени единственный провокационный пост: «Форумы РЖ мне надоели, так что теперь махать кулаками будем здесь». Узнав о подобных действиях только после свершившегося факта, Быков молниеносно отреагировал: «Писать сюда будут те, кто этот журнал завёл и кто имеет обо мне соответствующие представления. Так что мы будем наблюдать за развитием, поведением и общественным положением виртуального Быкова, а Быков реальный будет это всё не без интереса почитывать». Только не вышло реальному Быкову наблюдать за развитием виртуального. Виртуальные хулиганы, испугавшись позабросили данное ЖЖ.
Настоящей находкой, как для литераторов, так и для простых заинтересованных в литературной текучке пользователей оказался блог главного редактора журнала «Новый мир» Андрея Василевского. Здесь можно найти множество ссылок, которые отправят вас к интересным и актуальным материалам из таких источников, как газета «Новые известия», «Российская газета», «Взгляд», «Независимая газета», «Ведомости» и многим другим изданиям. Нередко все это подкреплено довольно качественными фотографиями, в числе которых есть и авторские (в РуЛинете Андрей Василевский известен, как фотограф-любитель).
Фантаст Сергей Лукьяненко сумел совместить насущное с полезным, использовав ЖЖ не только в качестве площадки для прямого общения с читателем. Он просит, к примеру, оказать помощь переводчице его романа с переводом стихов. Более того! - здесь можно найти просьбу к посетителям помочь написать роман. Кстати, на страницах ЖЖ создавался его известный роман «Черновик».
Сегодня в Живом Журнале доступны дневники Сергея Арутюнова, Михаила Бойко, Александра Гаврилова, Алисы Ганиевой, Александра Иличевского, Андрея Коровина, Максима Лаврентьева, Василины Орловой, Льва Пирогова, Даниила Файзова, Сергея Шаргунова и некоторых других литературных деятелей.
Время идёт, и на необозримых просторах ЖЖ, как, впрочем и всего Интернета в общем, появляется всё больше хорошо всем знакомых имён. Виртуальная жизнь уже не вызывает опаску и презрение, как это было не так давно, когда Всемирная сеть ещё только создавалась. Как много свиста и шума слышалось вокруг того же Лукьяненко, появившегося в ЖЖ одним из первых (и, как говорится, не навсегда, потому что писатель недавно ушел отсюда). Сколько ядовитых слов по любому поводу пускалось в ход.
Безусловно, имеется достаточная доля абсурда в идее прямого контакта писателя с читателем, если вспомнить хотя бы злостные перипетии на странице Евтушенко. Однако, наверное, и полезного здесь хватает для обоих сторон. ЖЖ для писателя может быть, как минимум саморекламой, для пользователя - возможностью узнать хоть какую-то информацию о жизни знаменитости, почерпнуть нечто интересного, и при возможности даже пообщаться с кумиром.
Пора отбросить страх и чувство презрения к Литературной сети. Гораздо лучше вступить в число её пользователей? В этой связи, стоит рассмотреть сетературу авторов пока что незнаменитых.
Сайт «Стихиру» сегодня насчитывает более ста шестидесяти тысяч (!) пользователей, которые зарегистрировались. Насколько значимыми результатами пользуется столь масштабная литературная тусовка, можно понять, познакомившись с несколькими популярными опусами и комментариями к ним. Галина Беспалова, одна из самых читаемых авторов на сайте пишет: «Рифма бабочкой весенней вьётся у виска, вот другая - лист осенний - словно пух, легка…». На это стихотворение оставлено 77 комментариев. Познакомьтесь с некоторыми из них. Комментарий Серафимы Ермаковой: «Как же хорошо! Просто здорово! Настроение передано блестяще, красивые образы…»; от Твоего читателя: «У Вас действительно рифмы, как бабочки»; от Золотого Дракона: «Легко, как крылья бабочки!». И тому подобное. Никто даже не заметил, что бабочка, которая вьется у виска, может как минимум вызвать раздражение, а рифмы типа легка/виска, осенний/весенний больше припоминают птеродактиля, нежели «бабочку». Так какого же здесь кадится этот фимиам? А вся хитрость здесь в том, что польщённый автор постарается нанести ответный визит и, что естественно, сказать своё доброе слово такому комментатору, благодаря чему повысится количество отзывов, что позволит постепенно получить на сайте лидирующие позиции. По такому принципу там работают почти все. Только способы достижения виртуального Парнаса могут быть разными: можно хвалить и самому утопать в дифирамбах, можно ругаться. Ещё проще, дабы не слишком утруждать мозг интенсивной работой, дать оценку автору, модно исковеркав русский язык: «Аффтар выпей йаду», «Аффтар убей себя ап стену». Или похвалить довольно глуповатым «аффтар жжот».
«Прозару» - мелковатый брат-близнец «Стихиры» (по народному выражению). «Проза» прославилась в русском литературном Интернете (РуЛинет) своими вечными перебранками. Если верить слухам, конфликты на этом сайте между прозаиками когда-то довели даже едва ли не до хакерских нападений. Авторы клуба «Литературные шахматы» на «Прозеру» пишут так об этом: «И пришла на землю Прозыру Большая Вражда и Великая Скука. В один миг перестали прозорливцы писать рассказы, а стали писать только пакостные рецензии, хамить, ругаться, обвинять друг друга в накрутке».
Нужно сказать, однако, что сайты свободной публикации не только являются пристанищем начинающих писателей, непризнанных гениев, а также совершенно откровенных графоманов. В среде десятков тысяч пользователей РуЛинета иногда можно обнаружить даже довольно зрелых литераторов, которые по той или иной причине вынуждены размещать свое творчество в Интернете. К таким можно отнести, например, Григория Подольского, лауреата международного конкурса «Золотое перо Руси» 2006 года в номинации «Юмор», который зарегистрировал небольшой сайт «Мир Вашего Творчества». До 1991-го года этот автор неоднократно публиковался в «Литературной газете», «Московском комсомольце» и газете «Труд».
На том же сайте вы также найдете произведения Владимира Туровского, главного редактора журнала «Наша Канада», который в прошлые годы являлся постоянным автором таких изданий, как «Студенческий меридиан», «Собеседник», «Москва», «Аврора», журнал «Огонёк», а в настоящее время проживает в Канаде и выкладывает свои произведения на русскоязычные литературные сайты.
Безусловно, имеются в сетературе довольно грамотные писатели. Но, почему-то лидирующие позиции на сайтах обычно занимаются людьми, далекими от литературы. Тот-же Владимир Туровский имеет на «МВТ» не так много поклонников: за всё время пребывания на сайте его произведения получили только 12 комментариев. Тогда, как некий Слайсеr их поучил более пяти сотен.
В то время, как писатели в Сети пытаются набирать рейтинги, каким-то образом повысить свою популярность, то в подобном стремлении им совсем не уступают администраторы сайтов. Чем ещё можно привлечь нового пользователя? Конечно, Литературным конкурсом, в связи с чем такие конкурсы в РуЛинете являются обыденностью.
На проведение литературных конкурсов, например, ориентирован портал «Что хочет автор» (не бейте за безграмотно сформулированное название). Издательствами, а также писательскими союзами обещаны победителю призы. За первое, второе и третье места в Литературно-издательском проекте «И Мастера рукою вдохновлённой», можно получить соответственно по три, два и одному рейтинговых балла. Если же удастся победить в одном из наиболее крупных конкурсов на этом портале, называемом «Вся королевская рать», победителю будет начислено сразу три, пять и даже семь баллов. В довершение ко всему победители смогут вступить в Международный союз писателей «Новый современник». А лидерам даже будет присвоено звание Короля поэзии и прозы. Много это или мало - вам судить.
Совершенно другим делом является портал NETeratura. Победители конкурсов на этом сайте выбираются самими пользователями. На главной странице прочитаете: «Создан принципиально новый механизм оценки конкурсных работ, вынуждающий каждого голосующего отбросить личные симпатии и антипатии; никакая групповщина не пролезет». Другой особенностью портала, является привлечение известных писателей к работе с начинающими. С рецензиями здесь выступают Вадим Панов, Александр Зорич, Владимир Козлов, Сергей Казначеев, Михаил Попов и другие мастера пера.
Так что если вы чувствуете в себе силы стать виртуальным писателем, принять участие в сетевом литературном конкурсе или попросту побалакать с коллегами по электронному перу, путь вам открыт и без изрядной дозы виртуального «йаду» не обойтись. Литературная сеть может в одинаковой степени быть, как полезной, так и убийственной для начинающих и даже для достаточно зрелых писателей. Всё во многом зависит, как вы сами себя будете вести и поддадитесь ли на глупые «аффтар выпей йаду» или «аффтар жжот».
В XVII веке малоизвестным французским поэтом была придумана игра буриме. Суть этой игры - коллективное сочинение стихов: каждый её участник пишет несколько предложений, прочитав только последние строки от предыдущего участника. В результате выходит довольно забавное стихотвореньице. Широкое распространение эта игра получила гораздо позже - в ХIX-XX веках. В буриме увлекались не только студенты, но и пенсионеры, одним словом, почти все - от мала до велика. Игра была взята на заметку французскими сюрреалистами. Таким образом появилось знаменитое изречение: «изысканный труп будет пить молодое вино». Впрочем, история коллективного творчества берёт более глубокие истоки: во времена античности и вплоть до наших дней люди собираются в группы для совместного написания произведений. Наиболее известный пример современности - пресловутый конвейер производства детективов под шильдом «Дарья Донцова». Но, как это не прискорбно заметить, совместное творчество не только не получило своих признанных мастеров - если не считать редких писательских дуэтов: братья Стругацкие, Ильф и Петров, оно и не могло их получить. Можно ли представить себе склонённых над рукописью в совместном порыве Льва Толстого, Достоевского и Тургенева. Народная пословица «одна голова хорошо, а две - лучше» в данном случае, как нельзя более является неуместной.
Грустно, что некоторые молодые дарования не совсем понимают этого. В связи с этим в сети появилось довольно-таки большое количество сайтов с так называемым интерактивным творчеством. Вступая в число «интерактивщиков», каждый желающий может стать соавтором и вносить свои коррективы в предложенные произведения. Правила здесь довольно простые: в соответствии с заданным сюжетом каждый участник литературного строительства может последовательно вставлять свой кирпич в открытый прозаический текст.
Читайте довольно смелую аннотацию с сайта «Интерактивная фантастика»: «Обычные художественные произведения, когда читатель, сидя за книгой, пассивно впитывает информацию, являются данью прошлого. Существуют различные методики, позволяющие людям, которые обладают хорошо развитым воображением, создавать нечто своё, к примеру, писать свой собственный роман. Быть писателем для этого восе не обязательно - всё, что от вас потребуется, это реагировать на действия соавтора (соавторов)». Не стоит заниматься поиском словесных блох. Возьмите масль о дани прошлого: чукча не читатель, чукча - писатель. И напишет такой соавтор со товарищи произведение с само за себя говорящим названием «Империя маразма», которое не только подходит к слову для опуса, сколько отражает суть всего сайта и множества ему подобных. Особенностью сюжета является его отсутствие. Особенности фабулы также аналогичны. Некто longer творит: «Лишь теперь, скользя пронизанными ступнями по проволоке, лишенный слуха и с торчащими пивными крышками вместо глаз, он был ближе всех. Ближе всех. Ближе себя. Дальше других». Некто Yarjen даёт продолжение: «Сернистое тело longera больше не могло размышлять. Где мои крылья? Я кажется потерял рецепт!». Здесь, комментарии, как говорится, излишни.
Более интересным явлением в сфере интерактивной литературы представляется сайт «Философский штурм». «ФШ» - задумана в качестве некой лаборатории философского коллективного творчества. На форуме или в дневниках идёт полемика участников сообщества, а результаты этой полемики вносятся в «Книгу» (которая представляет из себя подшивку авторских и совместных текстов) в качестве произведения, а то и публикуется в обыкновенном бумажном журнале «Философский штурм». В аннотации к изданию отмечено: «Издание отличается от академических журналов жанровым разнообразием (от серьезных философских статей и интересных тематических дискуссий до философско-поэтических этюдов и концептуально-художественных работ - живопись, фотография), в содержательном плане издание облaдает определённой эвристикой в подходах к разработке классических и неклассических тем филосoфии, сочетает высокий уровень компетенции участников со свежестью мысли и оригинальностью научных и художественных проектов, при этом всё этo облечено в интересную фoрму подачи материалов с упором на концептуализм и художественно-иллюстративную образнoсть».
Но если «ФШ» - попытка создания грамотного по настоящему основательного издания, то сайт «Писаки» одним своим названием сражает: серьёзности от чего-то такого не жди. Создавая пародию на известную английскую народную песню«Дом, который построил ЖЭК», четыре участника выплеснули необычайно весёлый стишок, с хромающим размером. Оригинал в отпаде. Однако, авторы сайта «Писаки», в отличие от непризнанных гениев «Интерактивной фантастики», открыто признаются: «Писачим мы спонтанно и сообща. Шедеврами, возможно, не блещем, но зато веселимся от души!».
В одном из разделов журнала «Самиздат» вы можете прочитать: «Всем желающим осoбам женского пола ещё в ноябре 2004 года былo предложенo принять посильное участие в сoставлении эпoхального произведения «99 признаков мужчин, не подхoдящих для длительных отнoшений». Здесь, как говорится, женское творчество. К примеру, Anonymoys считает признаком неподходящего мужчины - «Когда у него денег малo, а он на что-то рассчитывает» или «Когда (это о мужчине) женат». Некая Лёля выражает мнение, что мужчина должен уметь целoваться, а Ямочка не сможет полюбить мужчин, с носом картошкой. Но как ни старались женщины, 99 признаков неподходящего мужчины так и не смогли набрать.
Собственно говоря, целая куча форумов и сайтов предлагают пользователям «игру в литературу». Да, в общем-то это нормально, если учитывать небывалую пoпулярность буриме в XIX веке. Дело даже не в самой сущности «игры в писателей» - чем бы дитя ни тешилось… Делo в подходе к этой игре. Когда группа бывших школьников, и по совместительству виртуальных авторов, собираются чтобы написать «Империю маразма» - это вызывает улыбку. Однако, когда те же самые школьники заявляют, что «Империя маразма» - новый роман, который затмевает «устаревшие обычные художественные произведения», или, является той самой новой литературой - такое заявление - это уже явление массовогo невежества и в некоторой степени показатель современной молодёжной культуры…
Переработка статьи Максима Бурдина.
«Я бы оставил первые пять и предпоследнее четверостишия. Из любви к искусству. Может, так будет выигрышнее?» - высказал своё возможно для кого-то очень «авторитетное» мнение Виктор Мацута.
«То ли - песенка спета / И уехал Вокзал / Я - не верю, что это / Евтушенко писал», - таким образом поддержал критику при помощи пародии Сергей Васильев Младший.
«В целом стих довольно среднего уровня. <…> язык заплетается, похоже на бормотание пьяного…» - совершенно безапеляционно добивает знаменитого поэта следующий рецензент Лариса Миронова.
Вот таким образом, иногда даже хамовато и бескомпромиссно, осуждают в Интернете творчество признанных мастеров пера.
Между тем возможности Мировой паутины всё чаще используются литературными знаменитостями. Новые блоги, где пользователи имеют возможность пообщаться с известными литераторами, оставлять комментарии к его записям, поинтересоваться о планах и даже в какой-то мере оказать помощь в написании романа, вырастают, как грибы.
Страница Захара Прилепина в ЖЖ посвящена интересным интернет-находкам, а также презентациям и анонсам на свои вечера. Имеется там также не меньше дюжины ссылок на последние статьи, которые подкрепляются цитатами. В одной из своих статей Прилепин горько посетовал: «Наша статистика - это примерный номер телефона. Звонить по нему можно, но смысла в этом ноль. Какая к чёрту среднероссийская зарплата? Чем её высчитывают? Сколько людей нужно прибавить к Абрамовичу, чтобы среднемесячная зарплата была хотя бы пятьдесят тысяч рублей? Или у Абрамовича вообще нет зарплаты?»
На страницах ЖЖ засветилась также писательница, и по совместительству ведущая передачи «Школа злословия», Татьяна Толстая. В её дневнике пространно-философские размышления, литературные дискуссии, заметки на тему «а я была вот здеся». При этом напичкана масса огромных цветных фотографий, которые откровенно говоря мешают внимательному изучению материалов, с минимумом текста. В целом, манерой подачи информации дневник ТТ довольно-таки похож на жёлтую малотиражку. Уровень Живого Журнала Толстой (не уровень ли самой писательницы?) показывают заголовки, которыми она щедро наделяет свои многочисленные посты: «Гламурище», «Есть у воина в брюках заветное место», «Тема сисек», «Сказал, как в лужу п…ул», «Вы все г…но на палке»… (Здесь троеточия мои. Признаюсь, покоробило от одной перепечатки такой чернухи. - М.Б.)
А вот страницу Дмитрия Быкова в ЖЖ вне всякого сомнения без ведома автора завели неизвестные, оставив от его имени единственный провокационный пост: «Форумы РЖ мне надоели, так что теперь махать кулаками будем здесь». Узнав о подобных действиях только после свершившегося факта, Быков молниеносно отреагировал: «Писать сюда будут те, кто этот журнал завёл и кто имеет обо мне соответствующие представления. Так что мы будем наблюдать за развитием, поведением и общественным положением виртуального Быкова, а Быков реальный будет это всё не без интереса почитывать». Только не вышло реальному Быкову наблюдать за развитием виртуального. Виртуальные хулиганы, испугавшись позабросили данное ЖЖ.
Настоящей находкой, как для литераторов, так и для простых заинтересованных в литературной текучке пользователей оказался блог главного редактора журнала «Новый мир» Андрея Василевского. Здесь можно найти множество ссылок, которые отправят вас к интересным и актуальным материалам из таких источников, как газета «Новые известия», «Российская газета», «Взгляд», «Независимая газета», «Ведомости» и многим другим изданиям. Нередко все это подкреплено довольно качественными фотографиями, в числе которых есть и авторские (в РуЛинете Андрей Василевский известен, как фотограф-любитель).
Фантаст Сергей Лукьяненко сумел совместить насущное с полезным, использовав ЖЖ не только в качестве площадки для прямого общения с читателем. Он просит, к примеру, оказать помощь переводчице его романа с переводом стихов. Более того! - здесь можно найти просьбу к посетителям помочь написать роман. Кстати, на страницах ЖЖ создавался его известный роман «Черновик».
Сегодня в Живом Журнале доступны дневники Сергея Арутюнова, Михаила Бойко, Александра Гаврилова, Алисы Ганиевой, Александра Иличевского, Андрея Коровина, Максима Лаврентьева, Василины Орловой, Льва Пирогова, Даниила Файзова, Сергея Шаргунова и некоторых других литературных деятелей.
Время идёт, и на необозримых просторах ЖЖ, как, впрочем и всего Интернета в общем, появляется всё больше хорошо всем знакомых имён. Виртуальная жизнь уже не вызывает опаску и презрение, как это было не так давно, когда Всемирная сеть ещё только создавалась. Как много свиста и шума слышалось вокруг того же Лукьяненко, появившегося в ЖЖ одним из первых (и, как говорится, не навсегда, потому что писатель недавно ушел отсюда). Сколько ядовитых слов по любому поводу пускалось в ход.
Безусловно, имеется достаточная доля абсурда в идее прямого контакта писателя с читателем, если вспомнить хотя бы злостные перипетии на странице Евтушенко. Однако, наверное, и полезного здесь хватает для обоих сторон. ЖЖ для писателя может быть, как минимум саморекламой, для пользователя - возможностью узнать хоть какую-то информацию о жизни знаменитости, почерпнуть нечто интересного, и при возможности даже пообщаться с кумиром.
Пора отбросить страх и чувство презрения к Литературной сети. Гораздо лучше вступить в число её пользователей? В этой связи, стоит рассмотреть сетературу авторов пока что незнаменитых.
Сайт «Стихиру» сегодня насчитывает более ста шестидесяти тысяч (!) пользователей, которые зарегистрировались. Насколько значимыми результатами пользуется столь масштабная литературная тусовка, можно понять, познакомившись с несколькими популярными опусами и комментариями к ним. Галина Беспалова, одна из самых читаемых авторов на сайте пишет: «Рифма бабочкой весенней вьётся у виска, вот другая - лист осенний - словно пух, легка…». На это стихотворение оставлено 77 комментариев. Познакомьтесь с некоторыми из них. Комментарий Серафимы Ермаковой: «Как же хорошо! Просто здорово! Настроение передано блестяще, красивые образы…»; от Твоего читателя: «У Вас действительно рифмы, как бабочки»; от Золотого Дракона: «Легко, как крылья бабочки!». И тому подобное. Никто даже не заметил, что бабочка, которая вьется у виска, может как минимум вызвать раздражение, а рифмы типа легка/виска, осенний/весенний больше припоминают птеродактиля, нежели «бабочку». Так какого же здесь кадится этот фимиам? А вся хитрость здесь в том, что польщённый автор постарается нанести ответный визит и, что естественно, сказать своё доброе слово такому комментатору, благодаря чему повысится количество отзывов, что позволит постепенно получить на сайте лидирующие позиции. По такому принципу там работают почти все. Только способы достижения виртуального Парнаса могут быть разными: можно хвалить и самому утопать в дифирамбах, можно ругаться. Ещё проще, дабы не слишком утруждать мозг интенсивной работой, дать оценку автору, модно исковеркав русский язык: «Аффтар выпей йаду», «Аффтар убей себя ап стену». Или похвалить довольно глуповатым «аффтар жжот».
«Прозару» - мелковатый брат-близнец «Стихиры» (по народному выражению). «Проза» прославилась в русском литературном Интернете (РуЛинет) своими вечными перебранками. Если верить слухам, конфликты на этом сайте между прозаиками когда-то довели даже едва ли не до хакерских нападений. Авторы клуба «Литературные шахматы» на «Прозеру» пишут так об этом: «И пришла на землю Прозыру Большая Вражда и Великая Скука. В один миг перестали прозорливцы писать рассказы, а стали писать только пакостные рецензии, хамить, ругаться, обвинять друг друга в накрутке».
Нужно сказать, однако, что сайты свободной публикации не только являются пристанищем начинающих писателей, непризнанных гениев, а также совершенно откровенных графоманов. В среде десятков тысяч пользователей РуЛинета иногда можно обнаружить даже довольно зрелых литераторов, которые по той или иной причине вынуждены размещать свое творчество в Интернете. К таким можно отнести, например, Григория Подольского, лауреата международного конкурса «Золотое перо Руси» 2006 года в номинации «Юмор», который зарегистрировал небольшой сайт «Мир Вашего Творчества». До 1991-го года этот автор неоднократно публиковался в «Литературной газете», «Московском комсомольце» и газете «Труд».
На том же сайте вы также найдете произведения Владимира Туровского, главного редактора журнала «Наша Канада», который в прошлые годы являлся постоянным автором таких изданий, как «Студенческий меридиан», «Собеседник», «Москва», «Аврора», журнал «Огонёк», а в настоящее время проживает в Канаде и выкладывает свои произведения на русскоязычные литературные сайты.
Безусловно, имеются в сетературе довольно грамотные писатели. Но, почему-то лидирующие позиции на сайтах обычно занимаются людьми, далекими от литературы. Тот-же Владимир Туровский имеет на «МВТ» не так много поклонников: за всё время пребывания на сайте его произведения получили только 12 комментариев. Тогда, как некий Слайсеr их поучил более пяти сотен.
В то время, как писатели в Сети пытаются набирать рейтинги, каким-то образом повысить свою популярность, то в подобном стремлении им совсем не уступают администраторы сайтов. Чем ещё можно привлечь нового пользователя? Конечно, Литературным конкурсом, в связи с чем такие конкурсы в РуЛинете являются обыденностью.
На проведение литературных конкурсов, например, ориентирован портал «Что хочет автор» (не бейте за безграмотно сформулированное название). Издательствами, а также писательскими союзами обещаны победителю призы. За первое, второе и третье места в Литературно-издательском проекте «И Мастера рукою вдохновлённой», можно получить соответственно по три, два и одному рейтинговых балла. Если же удастся победить в одном из наиболее крупных конкурсов на этом портале, называемом «Вся королевская рать», победителю будет начислено сразу три, пять и даже семь баллов. В довершение ко всему победители смогут вступить в Международный союз писателей «Новый современник». А лидерам даже будет присвоено звание Короля поэзии и прозы. Много это или мало - вам судить.
Совершенно другим делом является портал NETeratura. Победители конкурсов на этом сайте выбираются самими пользователями. На главной странице прочитаете: «Создан принципиально новый механизм оценки конкурсных работ, вынуждающий каждого голосующего отбросить личные симпатии и антипатии; никакая групповщина не пролезет». Другой особенностью портала, является привлечение известных писателей к работе с начинающими. С рецензиями здесь выступают Вадим Панов, Александр Зорич, Владимир Козлов, Сергей Казначеев, Михаил Попов и другие мастера пера.
Так что если вы чувствуете в себе силы стать виртуальным писателем, принять участие в сетевом литературном конкурсе или попросту побалакать с коллегами по электронному перу, путь вам открыт и без изрядной дозы виртуального «йаду» не обойтись. Литературная сеть может в одинаковой степени быть, как полезной, так и убийственной для начинающих и даже для достаточно зрелых писателей. Всё во многом зависит, как вы сами себя будете вести и поддадитесь ли на глупые «аффтар выпей йаду» или «аффтар жжот».
В XVII веке малоизвестным французским поэтом была придумана игра буриме. Суть этой игры - коллективное сочинение стихов: каждый её участник пишет несколько предложений, прочитав только последние строки от предыдущего участника. В результате выходит довольно забавное стихотвореньице. Широкое распространение эта игра получила гораздо позже - в ХIX-XX веках. В буриме увлекались не только студенты, но и пенсионеры, одним словом, почти все - от мала до велика. Игра была взята на заметку французскими сюрреалистами. Таким образом появилось знаменитое изречение: «изысканный труп будет пить молодое вино». Впрочем, история коллективного творчества берёт более глубокие истоки: во времена античности и вплоть до наших дней люди собираются в группы для совместного написания произведений. Наиболее известный пример современности - пресловутый конвейер производства детективов под шильдом «Дарья Донцова». Но, как это не прискорбно заметить, совместное творчество не только не получило своих признанных мастеров - если не считать редких писательских дуэтов: братья Стругацкие, Ильф и Петров, оно и не могло их получить. Можно ли представить себе склонённых над рукописью в совместном порыве Льва Толстого, Достоевского и Тургенева. Народная пословица «одна голова хорошо, а две - лучше» в данном случае, как нельзя более является неуместной.
Грустно, что некоторые молодые дарования не совсем понимают этого. В связи с этим в сети появилось довольно-таки большое количество сайтов с так называемым интерактивным творчеством. Вступая в число «интерактивщиков», каждый желающий может стать соавтором и вносить свои коррективы в предложенные произведения. Правила здесь довольно простые: в соответствии с заданным сюжетом каждый участник литературного строительства может последовательно вставлять свой кирпич в открытый прозаический текст.
Читайте довольно смелую аннотацию с сайта «Интерактивная фантастика»: «Обычные художественные произведения, когда читатель, сидя за книгой, пассивно впитывает информацию, являются данью прошлого. Существуют различные методики, позволяющие людям, которые обладают хорошо развитым воображением, создавать нечто своё, к примеру, писать свой собственный роман. Быть писателем для этого восе не обязательно - всё, что от вас потребуется, это реагировать на действия соавтора (соавторов)». Не стоит заниматься поиском словесных блох. Возьмите масль о дани прошлого: чукча не читатель, чукча - писатель. И напишет такой соавтор со товарищи произведение с само за себя говорящим названием «Империя маразма», которое не только подходит к слову для опуса, сколько отражает суть всего сайта и множества ему подобных. Особенностью сюжета является его отсутствие. Особенности фабулы также аналогичны. Некто longer творит: «Лишь теперь, скользя пронизанными ступнями по проволоке, лишенный слуха и с торчащими пивными крышками вместо глаз, он был ближе всех. Ближе всех. Ближе себя. Дальше других». Некто Yarjen даёт продолжение: «Сернистое тело longera больше не могло размышлять. Где мои крылья? Я кажется потерял рецепт!». Здесь, комментарии, как говорится, излишни.
Более интересным явлением в сфере интерактивной литературы представляется сайт «Философский штурм». «ФШ» - задумана в качестве некой лаборатории философского коллективного творчества. На форуме или в дневниках идёт полемика участников сообщества, а результаты этой полемики вносятся в «Книгу» (которая представляет из себя подшивку авторских и совместных текстов) в качестве произведения, а то и публикуется в обыкновенном бумажном журнале «Философский штурм». В аннотации к изданию отмечено: «Издание отличается от академических журналов жанровым разнообразием (от серьезных философских статей и интересных тематических дискуссий до философско-поэтических этюдов и концептуально-художественных работ - живопись, фотография), в содержательном плане издание облaдает определённой эвристикой в подходах к разработке классических и неклассических тем филосoфии, сочетает высокий уровень компетенции участников со свежестью мысли и оригинальностью научных и художественных проектов, при этом всё этo облечено в интересную фoрму подачи материалов с упором на концептуализм и художественно-иллюстративную образнoсть».
Но если «ФШ» - попытка создания грамотного по настоящему основательного издания, то сайт «Писаки» одним своим названием сражает: серьёзности от чего-то такого не жди. Создавая пародию на известную английскую народную песню«Дом, который построил ЖЭК», четыре участника выплеснули необычайно весёлый стишок, с хромающим размером. Оригинал в отпаде. Однако, авторы сайта «Писаки», в отличие от непризнанных гениев «Интерактивной фантастики», открыто признаются: «Писачим мы спонтанно и сообща. Шедеврами, возможно, не блещем, но зато веселимся от души!».
В одном из разделов журнала «Самиздат» вы можете прочитать: «Всем желающим осoбам женского пола ещё в ноябре 2004 года былo предложенo принять посильное участие в сoставлении эпoхального произведения «99 признаков мужчин, не подхoдящих для длительных отнoшений». Здесь, как говорится, женское творчество. К примеру, Anonymoys считает признаком неподходящего мужчины - «Когда у него денег малo, а он на что-то рассчитывает» или «Когда (это о мужчине) женат». Некая Лёля выражает мнение, что мужчина должен уметь целoваться, а Ямочка не сможет полюбить мужчин, с носом картошкой. Но как ни старались женщины, 99 признаков неподходящего мужчины так и не смогли набрать.
Собственно говоря, целая куча форумов и сайтов предлагают пользователям «игру в литературу». Да, в общем-то это нормально, если учитывать небывалую пoпулярность буриме в XIX веке. Дело даже не в самой сущности «игры в писателей» - чем бы дитя ни тешилось… Делo в подходе к этой игре. Когда группа бывших школьников, и по совместительству виртуальных авторов, собираются чтобы написать «Империю маразма» - это вызывает улыбку. Однако, когда те же самые школьники заявляют, что «Империя маразма» - новый роман, который затмевает «устаревшие обычные художественные произведения», или, является той самой новой литературой - такое заявление - это уже явление массовогo невежества и в некоторой степени показатель современной молодёжной культуры…
Переработка статьи Максима Бурдина.