Джон Фокс и его книга
Родился Джон Фокс в 1516 году в Англии в Бостоне графства Линкольншир, умер - 18 апреля 1587 года. Книга, которая принесла ему широкую известность, впервые была издана в 1563 году в Англии и называлась она «События и памятники наших последних и опасных дней». Однако, широкую свою известность это произведение получило, как «Книга мучеников». В течение многих лет она переиздавалась с дополнениями. И, несмотря на то, что популярность «Книги мучеников» несколько снизилась в XIX веке, она по-прежнему имеет большое значение среди людей, что отмечается даже нехристианами, ввиду того, что содержит весьма важную информацию об Англии XVI столетия, получить которую из какого бы то ни было другого источника невозможно.
Даже великий Уильям Шекспир в период написания пьесы «Жизнь короля Генриха VIII» (о событиях 1613 года) использовал труд Рафаэля Холиншеда «Летопись» (1577 года) и «Книгу мучеников» Джона Фокса.
Однако, Джон Фокс не предназначал свою книгу для историков: он создавал свидетельство о преследованиях Церкви Христа язычниками и теми, которые назывались христианами, но по сути не были таковыми. Это книга о благодати Божьей и христианской верности. Это духовная книга высшей степени значимости, а историческая составляющая содержится в ней всего лишь попутно и только для того, чтобы указать время, место, людей и обстоятельства. Больше четырехсот лет книга Фокса является памятником мученикам, вдохновляющим наследием и ободрением для Церкви Христа.
Безо всяких сомнений, идея данной книги в сознании Фокса зародилась еще в те времена, когда он в течении семи лет учился в Колледже Магдалины в Оксфордском университете. В возрасте шестнадцать лет он был послан родителями для учебы в Брейзненский колледж. Именно в это время доктрины Реформации распространялись в Оксфордском и Кембриджском университетах и оказали значительное влияние на Фокса. Он взялся за интенсивное изучение Писания, тщательно разбираясь в доктринах и практике Римской католической церкви. Вскоре Фокс стал убежденным протестантом и, как оказалось, уже ничто не смогло его свернуть с избранного пути. Это убеждение настолько изменило молодого человека, что он воспротивился подчинению Римской церкви. Известно также, что вечерами Фокс в одиночестве рыдал и изливал молитвы Богу, а когда случайные свидетели его спрашивали, что он делает, открыто говорил о Своих новых религиозных убеждениях, за что вскоре был исключен из колледжа как закоренелый еретик.
Друзья Фокса помогли ему устроиться в Уоркшире у сэра Томаса Люси воспитателем детей в доме, расположенном недалеко от Стратфорд-он-Эйвон, места, где в 1564 году родился Уильям Шекспир. Находясь там, Фокс познакомился с Агнес Рендалл из Ковентри, которая полностью разделяла его веру в Иисуса Христа и Его совершенную миссию, и вступил с ней в законный брак. В это время папская инквизиция принялась вкрадываться в семьи с целью выяснения религиозных взглядов. Фокс и его жена вынуждены были оставить дом Люси и переехать в Ковентри в дом отца Агнес, хотя мистер Рендалл в ответ на письмо Фокса написал: «Мне тяжело принимать в моем доме человека, которого я считаю виновным в совершении преступления. Я также помню о той опасности, которой подвергаюсь, принимая вас. Однако я поступлю, как родственник, невзирая на грозящую мне опасность. Если ты изменишь свои взгляды на веру, вы можете приехать и оставаться здесь столько, сколько пожелаете. Если же нет, тогда вы можете приехать сюда лишь на короткий срок, чтобы не навлекать опасность на меня и мою жену». Фокс принял предложение, особенно после того, как теща написала ему, чтобы он не опасался суровости ее мужа, который хотя и писал таким образом, из-за того, что чувствовал необходимость так поступить, однако, его доброе отношение компенсирует эту кажущуюся суровость. Фактически Фокс был принят родителями жены намного лучше, чем себе этого представлял.
В течение долгого времени Фокс вынужден был прятаться от папской инквизиции. Так продолжалось во времена правления короля Генриха VIII, в мирные дни короля Эдварда VI и до вступления на престол королевы Марии I, которая восстановила в Англии власть папы и все католические доктрины. Понимая, что жизнь на родине стала невозможной, Фокс с семьей оставил Англию и переехал во французский Страсбург, а затем и вовсе, в Германию, во Франкфурт. Следующим пунктом переезда был швейцарский город Базель. Там Фокс нашел множество беженцев из Англии, которые оставили страну во избежании жестокости гонителей, и там начал работу над своей знаменитой книгой. Когда за границей стало известно об этом, многие, кто терпел гонения или же был свидетелем преследований в различных странах, включая Англию, начали присылать ему свои истории. Первое издание Фокс опубликовал на латыни в 1554 году. Королева Елизавета I взошла на английский престол в 1558 году, а в 1559 году Фокс с семьей возвратились в Англию. Книга была дополнена событиями до смерти архиепископа Кранмера в 1556 году и в 1563 году вышла на английском языке. По причине резкой критики книги, а также из-за допущенных в ней многих неточностей, Фокс продолжал подборку материала в течение последующих семи лет, проверяя и исследуя мельчайшие детали преследований, о которых ему сообщали из Англии. В 1570 году он опубликовал исправленное и усовершенствованное второе издание под названием «Церковная история, включающая события и памятники прошлого во время правления каждого короля». В том же году Совет Англиканской церкви постановил, чтобы это издание было в каждой коллегиальной церкви Англии.В 1560 году Фокс был рукоположен на англиканского священника, но вскоре после возвращения из Швейцарии отказался от исполнения церковной службы по той причине, что стал убежденным пуританином, хотя и продолжал проповедовать и публиковать свои проповеди, помогавшие многим.
Невзирая на то, что последний сборник, который был посвящен преследованиям во время правления «Кровавой Марии», привнёс в его письменные труды больше горечи, чем Фокс мог себе даже представить, он оставался самым мирным из людей; горячо выступая против постулатов Римской церкви, в лоне которой родился и вырос. Он был одним из первых, пытавшихся привнести гармонию в отношения протестантов в Англии и был истинным поборником терпимости и примирения.
Во время вспышки чумы в 1563 году в Англии, когда многие служители, отказавшись от своих обязанностей, уехали в поисках безопасности, Фокс продолжал оставаться на своем месте, при этом помогал больным и одиноким, раздавал деньги, получаемые им от богатых людей за оказываемую помощь. Он был терпелив и великодушен и не отказывал никому, кто просил помощи во имя Христа. Пока была такая возможность, он пытался использовать свое влияние на королеву Елизавету, убеждая ее прекратить жестокую практику преследования тех, кто имеет противоположные ей религиозные взгляды. Королева высоко ценила его мнение и иногда называла «наш отец Фокс», однако, он так и не сумел убедить ее прекратить гонения на пуритан, которые постоянно оказывали на нее давление, требуя реформ в Церкви Англии.
Умер Фокс в 1587 году, но еще при жизни ему посчастливилось увидеть плоды своего тяжелого труда. Его книга была издана четыре раза, а Совет Епископов постановил, чтобы она была размещена во всех кафедральных церквях Англии. Подобно Библия, эту книгу приковали цепью к кафедре, дабы никакой излишне рьяный читатель не смог унести ее.
И, наконец, наступило время, когда не только в Англии, но и во всем англоязычном мире дом стали считать нехристианским, если в нем не имелось Библии и «Книги мучеников» Джона Фокса.
Однако, Джон Фокс не предназначал свою книгу для историков: он создавал свидетельство о преследованиях Церкви Христа язычниками и теми, которые назывались христианами, но по сути не были таковыми. Это книга о благодати Божьей и христианской верности. Это духовная книга высшей степени значимости, а историческая составляющая содержится в ней всего лишь попутно и только для того, чтобы указать время, место, людей и обстоятельства. Больше четырехсот лет книга Фокса является памятником мученикам, вдохновляющим наследием и ободрением для Церкви Христа.
Безо всяких сомнений, идея данной книги в сознании Фокса зародилась еще в те времена, когда он в течении семи лет учился в Колледже Магдалины в Оксфордском университете. В возрасте шестнадцать лет он был послан родителями для учебы в Брейзненский колледж. Именно в это время доктрины Реформации распространялись в Оксфордском и Кембриджском университетах и оказали значительное влияние на Фокса. Он взялся за интенсивное изучение Писания, тщательно разбираясь в доктринах и практике Римской католической церкви. Вскоре Фокс стал убежденным протестантом и, как оказалось, уже ничто не смогло его свернуть с избранного пути. Это убеждение настолько изменило молодого человека, что он воспротивился подчинению Римской церкви. Известно также, что вечерами Фокс в одиночестве рыдал и изливал молитвы Богу, а когда случайные свидетели его спрашивали, что он делает, открыто говорил о Своих новых религиозных убеждениях, за что вскоре был исключен из колледжа как закоренелый еретик.
Друзья Фокса помогли ему устроиться в Уоркшире у сэра Томаса Люси воспитателем детей в доме, расположенном недалеко от Стратфорд-он-Эйвон, места, где в 1564 году родился Уильям Шекспир. Находясь там, Фокс познакомился с Агнес Рендалл из Ковентри, которая полностью разделяла его веру в Иисуса Христа и Его совершенную миссию, и вступил с ней в законный брак. В это время папская инквизиция принялась вкрадываться в семьи с целью выяснения религиозных взглядов. Фокс и его жена вынуждены были оставить дом Люси и переехать в Ковентри в дом отца Агнес, хотя мистер Рендалл в ответ на письмо Фокса написал: «Мне тяжело принимать в моем доме человека, которого я считаю виновным в совершении преступления. Я также помню о той опасности, которой подвергаюсь, принимая вас. Однако я поступлю, как родственник, невзирая на грозящую мне опасность. Если ты изменишь свои взгляды на веру, вы можете приехать и оставаться здесь столько, сколько пожелаете. Если же нет, тогда вы можете приехать сюда лишь на короткий срок, чтобы не навлекать опасность на меня и мою жену». Фокс принял предложение, особенно после того, как теща написала ему, чтобы он не опасался суровости ее мужа, который хотя и писал таким образом, из-за того, что чувствовал необходимость так поступить, однако, его доброе отношение компенсирует эту кажущуюся суровость. Фактически Фокс был принят родителями жены намного лучше, чем себе этого представлял.
В течение долгого времени Фокс вынужден был прятаться от папской инквизиции. Так продолжалось во времена правления короля Генриха VIII, в мирные дни короля Эдварда VI и до вступления на престол королевы Марии I, которая восстановила в Англии власть папы и все католические доктрины. Понимая, что жизнь на родине стала невозможной, Фокс с семьей оставил Англию и переехал во французский Страсбург, а затем и вовсе, в Германию, во Франкфурт. Следующим пунктом переезда был швейцарский город Базель. Там Фокс нашел множество беженцев из Англии, которые оставили страну во избежании жестокости гонителей, и там начал работу над своей знаменитой книгой. Когда за границей стало известно об этом, многие, кто терпел гонения или же был свидетелем преследований в различных странах, включая Англию, начали присылать ему свои истории. Первое издание Фокс опубликовал на латыни в 1554 году. Королева Елизавета I взошла на английский престол в 1558 году, а в 1559 году Фокс с семьей возвратились в Англию. Книга была дополнена событиями до смерти архиепископа Кранмера в 1556 году и в 1563 году вышла на английском языке. По причине резкой критики книги, а также из-за допущенных в ней многих неточностей, Фокс продолжал подборку материала в течение последующих семи лет, проверяя и исследуя мельчайшие детали преследований, о которых ему сообщали из Англии. В 1570 году он опубликовал исправленное и усовершенствованное второе издание под названием «Церковная история, включающая события и памятники прошлого во время правления каждого короля». В том же году Совет Англиканской церкви постановил, чтобы это издание было в каждой коллегиальной церкви Англии.В 1560 году Фокс был рукоположен на англиканского священника, но вскоре после возвращения из Швейцарии отказался от исполнения церковной службы по той причине, что стал убежденным пуританином, хотя и продолжал проповедовать и публиковать свои проповеди, помогавшие многим.
Невзирая на то, что последний сборник, который был посвящен преследованиям во время правления «Кровавой Марии», привнёс в его письменные труды больше горечи, чем Фокс мог себе даже представить, он оставался самым мирным из людей; горячо выступая против постулатов Римской церкви, в лоне которой родился и вырос. Он был одним из первых, пытавшихся привнести гармонию в отношения протестантов в Англии и был истинным поборником терпимости и примирения.
Во время вспышки чумы в 1563 году в Англии, когда многие служители, отказавшись от своих обязанностей, уехали в поисках безопасности, Фокс продолжал оставаться на своем месте, при этом помогал больным и одиноким, раздавал деньги, получаемые им от богатых людей за оказываемую помощь. Он был терпелив и великодушен и не отказывал никому, кто просил помощи во имя Христа. Пока была такая возможность, он пытался использовать свое влияние на королеву Елизавету, убеждая ее прекратить жестокую практику преследования тех, кто имеет противоположные ей религиозные взгляды. Королева высоко ценила его мнение и иногда называла «наш отец Фокс», однако, он так и не сумел убедить ее прекратить гонения на пуритан, которые постоянно оказывали на нее давление, требуя реформ в Церкви Англии.
Умер Фокс в 1587 году, но еще при жизни ему посчастливилось увидеть плоды своего тяжелого труда. Его книга была издана четыре раза, а Совет Епископов постановил, чтобы она была размещена во всех кафедральных церквях Англии. Подобно Библия, эту книгу приковали цепью к кафедре, дабы никакой излишне рьяный читатель не смог унести ее.
И, наконец, наступило время, когда не только в Англии, но и во всем англоязычном мире дом стали считать нехристианским, если в нем не имелось Библии и «Книги мучеников» Джона Фокса.