Контекстная реклама в России: итоги 2010, тренды, перспективы
Сервис eLama провел анализ рынка контекстной рекламы в России в 2010 г. По его оценке рынок вырос на 45% и составил 16,3 млрд. рублей или в пересчете на средневзвешенный годовой курс доллара 537 млн. долларов.
По-прежнему, основную долю рынка (67,5%) занимает Яндекс.Директ. Обороты этого сервиса от контекстной рекламы в 2010 году составили астрономическую сумму в 11 млрд. руб. ($362 млн.). В 2009 г. его выручка от контекстной рекламы составила около 7,5 млрд. руб. ( 66% от всего рынка контекстной рекламы). Оставшиеся 32,5% поделили между собой Бегун и Google AdWords. Определить точной доли каждого сервиса в доходе этого года не удалось, в связи с размещением рекламы на Google с марта 2010 года частично происходит и через систему Бегун. Таким образом, после запрета сделки о покупке Бегуна, намечавшейся в 2008 г.Google занимается рекламой на российском рынке контекста. Суммарный оборот рынка остальных сетей контекстной рекламы колеблется в рамках допустимой погрешности в пределах 1-2%.
Основные события прошлого года для рекламодателей и рекламных агентств
Январь 2010 Сервис Бегун получил права авторизованного реселлера Google AdWords в России, что, по существу, позволило Google косвенно ввести в жизнь схему выплаты комиссионных рекламным агентствам на особых условиях, которые прежде корпорация обычно не практиковала.
Июнь 2010 Яндекс открыл публичный доступ к API Яндекс.Директ, которое до этого было доступно исключительно рекламным агентствам и только по индивидуальному запросу. Политика контекстной системы в отношении автоматизированной работы с контекстной рекламой, таким образом, претерпела существенные изменения.
Октябрь 2010 Бегун открыл бета-тестирование размещения контекстной рекламы на спутниковых и кабельных телеканалах. Рекламодатель получил возможность самостоятельно в веб-интерфейсе управлять показами рекламных объявлений, корректировать тексты, настраивать время трансляции. Ранее Бегун также позволял в своем интерфейсе размещать баннеры в рекламную сеть Каванга. Но означает ли это двтижение компании от «классической» контекстной рекламы в сторону развития партнерских программ пока не ясно.
Декабрь 2010 Яндекс купил технологию WebVisor, которую разработала корпорация РБС. Данная технология позволяет в визуальном режиме анализировать действия каждого посетителя сайта и затем на основе этой информации производить мероприятия по повышению конверсии.
Ключевые слова для рынка контекстной рекламы в 2011: региональные рекламодатели, автоматизация и новые задачи для контекста
eLama. ru прогнозирует в 2011 г. дальнейший рост рынка на 20-30% в течении года. Рост этот обусловлен стадией бурного развития, на котором пока что находится российский рынок контекстной рекламы. Данный этап характеризуется тем, что не все рекламодатели знакомы с данным рекламным инструментом. К сравнению – в США доход Google составил в 2010 г. $13,5 млрд. против $537 млн., заработанных всеми рекламодателями в российском интернете). В связи с этим, потенциал для роста рынка имеется и в большей степени он сосредоточен в регионах России.
Главным технологическим трендом рынка контекстной рекламы в 2011 г. станет автоматизация. Доказательством этого служит изменение политики Яндекс.Директ относительно API, которое отныне доступно всем рекламодателям. Другой предпосылкой является возросшая потребность рекламодателей в инструментах автоматизации. По мнению Алексея Довжикова, генерального директора сервиса eLama. ru, «в 2011 г. стоит ожидать всплеска стартапов в этой области. Однако, серьезно говорить о рынке автоматизации контекстной рекламы можно будет через 2-3 года, когда на рынке прочно закрепится несколько игроков в этой сфере и их услугами будут пользоваться и рекламные агентства, и крупные рекламодатели».
Другой тенденцией на ближайшие 2-3 года предполагается расширение спектра задач, решаемых контекстной рекламой. В России, особенно с начала кризиса, позиционирование контекстной рекламы закрепилось как инструмент для генерации продаж. Тем не менее, Запад широко использует контекстную рекламу для репутационных, имиджевых задач.
Как пример можно привести историю с BP Corporation. После утечки нефти в Мексиканском заливе BP скупила десятки ключевых слов, связанных с этой катастрофой таких как «разлив», «утечка», «прямой эфир» и т.д. Расходы BP на контекстную рекламу Google в июне 2010 составили $3,6 млн., что составляет 4,5% от общего полугодового бюджета корпорации на рекламу вообще. К сведению, до этого их ежемесячный бюджет в Google составлял ок. $57 тыс.
Такое существенное вливание в контекст во время кризиса подчеркивает, насколько важным является Google на Западе для решения задач по управлению репутацией. Люди ищут информацию прежде всего в сети, а не на телевидении, что позволяет утверждать о расширении спектра задач контекстной рекламы. Сергей Спивак, эксперт в области интернет-рекламы, директор интернет-агентства i-guru, комментирует: «Так, например, в ходе масштабной рекламной кампании растёт количество запросов, связанных со слоганом и рекламным сообщением. Поэтому контекстная реклама также используется для поддержки интереса, который возник у потребителя в ходе большой рекламной кампании».
Основные события прошлого года для рекламодателей и рекламных агентств
Январь 2010 Сервис Бегун получил права авторизованного реселлера Google AdWords в России, что, по существу, позволило Google косвенно ввести в жизнь схему выплаты комиссионных рекламным агентствам на особых условиях, которые прежде корпорация обычно не практиковала.
Июнь 2010 Яндекс открыл публичный доступ к API Яндекс.Директ, которое до этого было доступно исключительно рекламным агентствам и только по индивидуальному запросу. Политика контекстной системы в отношении автоматизированной работы с контекстной рекламой, таким образом, претерпела существенные изменения.
Октябрь 2010 Бегун открыл бета-тестирование размещения контекстной рекламы на спутниковых и кабельных телеканалах. Рекламодатель получил возможность самостоятельно в веб-интерфейсе управлять показами рекламных объявлений, корректировать тексты, настраивать время трансляции. Ранее Бегун также позволял в своем интерфейсе размещать баннеры в рекламную сеть Каванга. Но означает ли это двтижение компании от «классической» контекстной рекламы в сторону развития партнерских программ пока не ясно.
Декабрь 2010 Яндекс купил технологию WebVisor, которую разработала корпорация РБС. Данная технология позволяет в визуальном режиме анализировать действия каждого посетителя сайта и затем на основе этой информации производить мероприятия по повышению конверсии.
Ключевые слова для рынка контекстной рекламы в 2011: региональные рекламодатели, автоматизация и новые задачи для контекста
eLama. ru прогнозирует в 2011 г. дальнейший рост рынка на 20-30% в течении года. Рост этот обусловлен стадией бурного развития, на котором пока что находится российский рынок контекстной рекламы. Данный этап характеризуется тем, что не все рекламодатели знакомы с данным рекламным инструментом. К сравнению – в США доход Google составил в 2010 г. $13,5 млрд. против $537 млн., заработанных всеми рекламодателями в российском интернете). В связи с этим, потенциал для роста рынка имеется и в большей степени он сосредоточен в регионах России.
Главным технологическим трендом рынка контекстной рекламы в 2011 г. станет автоматизация. Доказательством этого служит изменение политики Яндекс.Директ относительно API, которое отныне доступно всем рекламодателям. Другой предпосылкой является возросшая потребность рекламодателей в инструментах автоматизации. По мнению Алексея Довжикова, генерального директора сервиса eLama. ru, «в 2011 г. стоит ожидать всплеска стартапов в этой области. Однако, серьезно говорить о рынке автоматизации контекстной рекламы можно будет через 2-3 года, когда на рынке прочно закрепится несколько игроков в этой сфере и их услугами будут пользоваться и рекламные агентства, и крупные рекламодатели».
Другой тенденцией на ближайшие 2-3 года предполагается расширение спектра задач, решаемых контекстной рекламой. В России, особенно с начала кризиса, позиционирование контекстной рекламы закрепилось как инструмент для генерации продаж. Тем не менее, Запад широко использует контекстную рекламу для репутационных, имиджевых задач.
Как пример можно привести историю с BP Corporation. После утечки нефти в Мексиканском заливе BP скупила десятки ключевых слов, связанных с этой катастрофой таких как «разлив», «утечка», «прямой эфир» и т.д. Расходы BP на контекстную рекламу Google в июне 2010 составили $3,6 млн., что составляет 4,5% от общего полугодового бюджета корпорации на рекламу вообще. К сведению, до этого их ежемесячный бюджет в Google составлял ок. $57 тыс.
Такое существенное вливание в контекст во время кризиса подчеркивает, насколько важным является Google на Западе для решения задач по управлению репутацией. Люди ищут информацию прежде всего в сети, а не на телевидении, что позволяет утверждать о расширении спектра задач контекстной рекламы. Сергей Спивак, эксперт в области интернет-рекламы, директор интернет-агентства i-guru, комментирует: «Так, например, в ходе масштабной рекламной кампании растёт количество запросов, связанных со слоганом и рекламным сообщением. Поэтому контекстная реклама также используется для поддержки интереса, который возник у потребителя в ходе большой рекламной кампании».
По материалам пресс-службы eLama