Искусство изменит мир к лучшему

Форум PG ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Форум после реконструкции. Приглашаем к использованию.

Правила участия в работе форума
К списку разделов
Открыть Ответить

Разбор полетов

0

0
1
09.09.2008 17:21:42
Собственно, место для критики… начну… пожалуй, с примера.

Как должно анализироваться произведение?

Здесь возможно два варианта:

1) Всесторонне: звучание, образность, рифмовка и строфика, сюжетность (если она есть), словотворчество, авторские находки, стилистические фигуры, композицию и пр. (Идеал, к которому надо стремиться.)

2) Выборочно. Выбрав один-два элемента и установив их значение в этом тексте! Если не выявлена роль элемента в произведении - это не может считаться анализом.

Хороший анализ представляет собой промежуточный вариант между этими двумя: отмечая максимальное количество находок и их роль и участие в произведении, как едином целом.

Кроме того, в обязательном порядке указываются слабые или неудачные места произведения.

И снова добавляется ложечка мёда… чтобы всё не выглядело безнадежно)

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
2
09.09.2008 17:27:15
Вот… Примерчик выборочного анализа одного из моих же ранних стихотворений. Не потому, что у меня мания величия… А просто потому, что сам автор должен учиться видеть сильные и слабые места своих произведений. И осознанно применять те или иные средства на практике.

*Конечно, в первую очередь и прежде всего - вдохновение. Его никто не отменял. Но! Когда стихотворение излито на бумагу… Тут и начинается настоящая работа…

Роль рифмы и ритма в стихотворении
«Вороное время»

1. Метрическая схема стихотворения

Вороное время

Тебя растила тьма немая, _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
Поила молоком своим. _΄_ ___ _΄_ _΄_
И, матери иной не зная, _΄_ ___ _΄_ _΄_
Во тьме кромешной вырос ты. _΄_ _΄_ _΄_ _΄_

Твои глаза, как угли, черны, _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
А хвост и грива – что шелка. _΄_ _΄_ ___ _΄_
Ночь распустила шаль проворно ΄ __ _΄_ _΄_ _΄_
И нити в косы заплела. _΄_ _΄_ ___ _΄_

Их пальцами растреплет ветер _΄_ ___ _΄_ _΄_
И вынет ленты алых зорь, _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
И на бегу по всей планете ___ _΄_ _΄_ _΄_
Протянут ленты свой узор. _΄_ _΄_ ___ _΄_

Твой бег лишь звезды потревожит. _΄_ _΄_ ___ _΄_
Лови ее скорей! – и вмиг _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
Мельканье быстрых стройных ножек _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
Поверхность вод позолотит, _΄_ _΄_ __ _΄_

Да рябь качнет чуть слышно землю, _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
Как колыбель качает мать… __ _΄_ _΄_ _΄_
И мир опять спокойно дремлет. _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
А было ль что? как знать? как знать?.. _΄_ _΄_ _΄_ _΄_
3-4 октября 2005

2. Как меняется размер на протяжении стихотворения?

Стихотворение «Вороное время» написано четырехстопным ямбом. Как в любом ямбическом стихотворении, в данном случае существует система отступлений от метра – имеется в виду, прежде всего, явление пиррихиев (т.е. пропусков метрического ударения). В этом стихотворении пиррихии присутствуют в 1 и 2 строках первого четверостишия, 2, 3, 4 строках второго, 1, 3, 4 строках третьего, 1 и 4 строках четвертого четверостишия и практически сходит на нет в заключительной строфе (наблюдаются только во 2 строке).
Такие перебои ритма, а также нерегулярность появления пиррихиев (то во второй-третьей стопах, то вдруг в первой стопе) создают эффект движения – то убыстряющегося, то замедляющегося. Движения времени. Наибольшее скопление пиррихиев приходится на самые динамичные строфы – вторую и третью.

3. Рифма

Вороное время - характеристика рифмы
В 1 четверостишии рифма смежная, концевая, составная, равноударная, разнородная в обоих парах; аа – точная, глубокая, бб – неточная, глубокая, усеченная.
Тебя растила тьма немая, а
Поила молоком своим. б
И, матери иной не зная, а
Во тьме кромешной вырос ты. б
Во 2 четверостишии рифма смежная, концевая, простая, равноударная, разнородная в обоих парах; вв – точная, гг – точная, но ощущающаяся как недостаточная, хотя и глубокая.
Твои глаза, как угли, черны, в
А хвост и грива – что шелка. г
Ночь распустила шаль проворно в
И нити в косы заплела. г
В 3 четверостишии рифма смежная, концевая, простая равноударная, грамматическая в обоих парах; дд – точная, усеченная; ее – точная.
Их пальцами растреплет ветер д
И вынет ленты алых зорь, е
И на бегу по всей планете д
Протянут ленты свой узор. е
В 4 четверостишии рифма смежная, концевая, простая равноударная, разнородная в обоих парах; жж – неточная, ассонансная, зз – неточная, ассонансная.
Твой бег лишь звезды потревожит. ж
Лови ее скорей! – и вмиг з
Мельканье быстрых стройных ножек ж
Поверхность вод позолотит, з
В последнем четверостишии рифма смежная, концевая, простая, равноударная, разнородная в обоих парах; ии – неточная, приблизительная, усеченная, кк – точная, глубокая. В третьем стихе имеется внутренняя рифма (мать-опять), которая играет роль промежуточного звена между 2 и 3 строкой.
Да рябь качнет чуть слышно землю, и
Как колыбель качает мать… к
И мир опять спокойно дремлет. и
А было ль что? как знать? как знать?.. к
3-4 октября 2005


4. Как меняется рифма на протяжении стихотворения?

Чередование точной рифмы с неточной сменяется чередованием точной рифмы с точной, но ощущающейся как недостаточная (2 строфа). Затем идут сплошные точные рифмы (3 строфа), потом сплошные неточные (4 строфа) и, наконец, снова сводятся к чередованиям неточной и точной рифм (5 строфа). Но, независимо от степени точности рифмы, она чаще всего является глубокой. В редких случаях – усеченной. Ассонансная рифма в 4 строфе создает эффект легкого дуновения ветра (вж-и-жж). Как будто всё произошедшее – всего лишь сон.

5. Роль рифмы и ритма в стихотворении.

Стихотворение начинается рассказом о «его» детстве, причем начинается таким образом, как будто лирический герой хорошо знаком с объектом «лирического повествования». Пара неточных рифм в этом четверостишии обращает на себя внимание и с самого начала создает налет некоторой неопределенности.
Этот «налет неопределенности» поддерживается и во второй строфе. парой точных, но недостаточных рифм. кроме того, со второй строфы отмечается «прыгающий» характер размера. В отличие от первого четверостишия, где пропуски метрического ударения стояли в четко определенном месте и друг под другом (вторая стопа во втором-третьем стихах), пиррихий распространяется уже на три строки (вторая, третья, четвертая). Более того, в третьем стихе наряду с пропуском метрического ударения наблюдается единственное на всё стихотворение сверхсхемное (!) ударение. Если бы не заданная предыдущими стихами инерция ямбов, эта строчка могла бы быть строкой дольника.
В лирическом сюжете стихотворения также происходят некоторые изменения – «время» (в образе вороного коня), родившись (событие первого четверостишия), растет и «взрослеет» (если такое выражение применимо к понятию времени) на протяжении второй-третьей-четвертой строфы, т.е. «повествование» как бы сдвигается с мертвой точки.
Третья строфа является в некотором роде переломной. при сохранении «подвижности» пиррихиев в ней, казалось бы, побеждают точные рифмы. Но, даже будучи точными, они сохраняют и поддерживают «налет неопределенности», заданный еще в первой строфе, - в одной паре рифма является усеченной. Именно в этом четверостишии читатель впервые сталкивается с «реальностью», насколько это слово применимо к лирике: алые ленты, вы-бившиеся на бегу из конской гривы и напоминающие по цвету вечерние и утренние зори, есть метафора часовых поясов.
Четвертое четверостишие продолжает и развивает тему третьего – тему соприкосновения двух миров, реального и воображаемого. В нем возникают образы падающей звезды и хрупкой лунной дорожки. Пиррихиев остается всего два – в первом и в последнем стихах строфы. Они как будто гасят инерцию «неопределенности».
В противоречие с размером входят рифмы – сплошь неточные и ассонансные. Наконец, тема неопределенности, зыбкости воображаемого мира приходит к логическому завершению в заключительном четверостишии стихотворения. Тройной вопрос в последней строке ставит под сомнение само существование мира воображаемого. это сомнение еще усиливается лексическим повтором вопроса «как знать?». Кроме того, пропуск метрического ударения присутствует здесь только в одном (втором) стихе.
Заключительное четверостишие осложнено внутренней рифмой (мать – опять – знать). За исключением этой особенности, в четверостишии представлены две пары рифм – точная и неточная. Таким образом, на уровне типов рифмовки происходит «возвращение» к рифмам первой строфы. Точно так же и на образном уровне читатель как бы возвращается к образу матери, заявленном в той же первой строфе.
Если рассматривать всё стихотворение в целом, то можно сказать, что рифма и ритм выстраивают параллельные ряды эмоциональному тону стихотворения: настроение стихотворения меняется от уверенности к сомнению, а рифма и ритм, работая в паре, задают так называемый эффект «неопределенности», неуверенности, зыбкости с самой первой строфы. Кроме того, перебои ритма, как уже отмечалось выше, создают эффект движения, причем движения неравномерного, движения «рывками», а особенности рифмы, в конечном счете, выводят на композицию стихотворения и помогают лучше понять его структуру. Исследование рифмы и ритма также помогает выявить одну из основных тем стихотворения – тему столкновения двух миров: реального и воображаемого.

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
3
29.01.2009 17:27:15
Привет, спасибо за форум и интересные разборы. Один простой вопрос : что значит «дольник»? А один философский: я понимаю, что такое движение образов, их мелькание, движение букв; движение звука, ритм, акустика… Но, что такое движение времени, о котором вы говорите, как, впрочем, и многие люди, я, к сожалению, не понимаю… Я не понимаю как время может обладать пространственными чертами коня, пусть даже и вороного. Есть чередование, допустим ускоренное или замедленное, событий в пространстве. Но при чем тут ускоренное или замедленное движение времени?
5

5
4
18.11.2012 18:21:14
Тема притухла. А вопрос актуален. Тривера так и не ответила на вопрос пользователя boudoir. Впрочем, планка для разборов полётов, поставленная ею, скорее касается профессиональных критиков. Наверное, имеет право на существование также критика от обычных людей, читателей. И здесь каких-то регул обычно не придерживаются. Хотя, учиться никогда не поздно.
5

5
Открыть Ответить

.

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти песни хочется слушать и слушать

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 693 191154
    +48 728 992118 (Viber,WhatsUp)

  • skype:parroslab.group
Е-КНИГИ PG
МЕДИА КАТАЛОГ
Обратная связь