Картины, которые Гитлер так и не смог украсть
Утерянные картины из коллекции Амбруаза Воллара будут выставлены на аукционе Сотбис. Фото с сайта webnewsmedia .ru
Летом 1939 г., когда Европа оказалась на грани неминуемой войны, кажущаяся неизбежной агрессия армады Адольфа Гитлера способствовала массовому бегству французских евреев. Тысячи семей во Франции в отчаянии бросились упаковывать свое имущество, пытаясь убежать от неотвратимого нацистского вторжения. В спешке планируя собственное спасение, молодой еврейский торговец произведениями искусства Эрих Сломович отправился в банковское хранилище в Париже и спрятал там коллекцию картин в тщетной надежде, что он сам и произведения искусства, так или иначе, переживут этот конфликт.
Его босс, легендарный французский коллекционер искусства Амбруаз Воллар, незадолго до этого погиб в автокатастрофе, в результате чего родившийся в Хорватии помощник Воллара Эрих оказался владельцем ряда шедевров модернизма, среди которых были работы Андре Дерена, Анри Матисса, Поля Сезанна и Пабло Пикассо.
Как только картины были благополучно заперты в сейфах банка Société Générale, Сломович бежал в свою родную Югославию, однако там, в конце концов, был схвачен немцами и послан в газовые камеры. В течение четырех десятилетий уникальная коллекция, которую он помог спасти от нацистских мародеров, собирала пыль в хранилище, хотя слухи об утраченных коллекциях Воллара долго блуждали среди братства арт-дилеров и галеристов.
Когда чиновники, наконец, открыли сейфы в 1989 г. и обнаружили внутри коллекцию картин, начались монументальные судебные разбирательства, ибо семьи Воллара и Сломовича, естественно, подали встречные иски на обладание найденным художественным сокровищем. А теперь, спустя более 70 лет после помещения этой замечательной коллекции в хранилище, она должна быть продана на одном из крупнейших аукционов произведений модернизма этого года. Многие из этих работ впервые с начала Второй мировой войны выставлены на обозрение публики.
Среди них – серия эстампов и гравюр, выполненных многими влиятельными французскими художниками-модернистами, включая Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара и Мэри Кассат. По предварительным оценкам, два аукциона, которые будут проведены аукционным домом Сотбис в Париже и в Лондоне в июне этого года, могут принести до 26 миллионов долларов (16,9 миллионов фунтов стерлингов).
Лот с наивысшим ценником – холст того самого Дерена, который вместе со своим современником Анри Матиссом стоял во главе недолгого движения фовистов. Эта пара использовала такие смелые цвета в своих работах, что критики того времени, в равной степени шокированные и восторженные, быстро прозвали их "les fauves" – «дикими», и даже «дикими животными».
У лесного пейзажа «Деревья в Коллиуре», написанного Дереном на юге Франции в 1905 г., оценка 9-14 миллионов фунтов, что может побить предыдущий рекорд для живописи Дерена, установленного в прошлом году в Нью-Йорке – 8,5 миллионов фунтов. Джорджина Адамс, колумнист по продажам в газете "The Art Newspaper", высказала предположение, что оценка Сотбис несколько высоковата, но добавила, что коллекционер часто согласен платить больше за картины с интересными историями.
«Дерен – очень неровный живописец, у которого было несколько настоящих неудач в творчестве, но зато его фовистские работы очень популярны, – сказала она. – Здесь же мы видим замечательную и волнующую живопись, к тому же раньше ее никогда не было на рынке, и у нее есть захватывающая история за спиной. Такие обстоятельства всегда будут привлекать покупателя».
Из-за преждевременной смерти Сломовича, немногое известно о том, как ему удалось заполучить фактически большую часть коллекции Воллара. Незадолго до войны, управляемый шофером автомобиль Воллара вылетел с дороги, погубив его самого и его водителя. Долго ходили слухи, что 73-летний Воллар был убит главой корсиканской мафии. Поскольку приближалась война, Сломович оказался ответственным за укрытие коллекции Воллара от нацистов.
В ходе юридических сражений 1980-х и 90-х, наследники Сломовича утверждали, что Воллар передал эти картины молодому предпринимателю, чтобы тот смог открыть галерею в Белграде. Многие книги и картины в коллекции были лично надписаны Волларом, который также написал для Сломовича рекомендательные письма к таким художникам, как Пьер Боннар и Жорж Руо.
Однако семья Воллара утверждала, что тот просто передал работы своему деловому партнеру для продажи от его имени. Судебные разбирательства тянулись в течение нескольких десятилетий, но были, в конечном итоге, улажены в 2006 г., когда большая часть этой коллекции произведений искусства перешла к потомкам Воллара. Гораздо большая часть коллекции Воллара была перевезена Сломовичем в Югославию, где он надеялся устроить выставку в Национальном музее Белграда в Сербии. Сломовичу не повезло: он вынужден был бежать и оттуда, когда немецкие войска вторглись в Сербию, и пытался скрыться в деревне возле югославской столицы. В конце концов, местные жители выдали Сломовича с семьей нацистам, и их отправили в концентрационный лагерь. Полагают, что он погиб в передвижной газовой камере летом 1942 г. Ему было 27 лет.
Картины, которые ему удалось взять с собой в Югославию, во время войны были успешно спрятаны его родственниками, но коммунисты маршала Тито их быстро экспроприировали и «подарили» югославскому государству. Свыше 125 работ, включая серию работ Дега и Ренуара, хранятся теперь в Национальным музее Сербии. Работы, представляемые нынче аукционным домом Сотбис, были выставлены на продажу наследниками Воллара.
О навязчивой идее Гитлера
Джером Тэйлор, Индепендент 23 апреля 2010 г
Перевод Георгий Федосеев BCM
Его босс, легендарный французский коллекционер искусства Амбруаз Воллар, незадолго до этого погиб в автокатастрофе, в результате чего родившийся в Хорватии помощник Воллара Эрих оказался владельцем ряда шедевров модернизма, среди которых были работы Андре Дерена, Анри Матисса, Поля Сезанна и Пабло Пикассо.
Как только картины были благополучно заперты в сейфах банка Société Générale, Сломович бежал в свою родную Югославию, однако там, в конце концов, был схвачен немцами и послан в газовые камеры. В течение четырех десятилетий уникальная коллекция, которую он помог спасти от нацистских мародеров, собирала пыль в хранилище, хотя слухи об утраченных коллекциях Воллара долго блуждали среди братства арт-дилеров и галеристов.
Когда чиновники, наконец, открыли сейфы в 1989 г. и обнаружили внутри коллекцию картин, начались монументальные судебные разбирательства, ибо семьи Воллара и Сломовича, естественно, подали встречные иски на обладание найденным художественным сокровищем. А теперь, спустя более 70 лет после помещения этой замечательной коллекции в хранилище, она должна быть продана на одном из крупнейших аукционов произведений модернизма этого года. Многие из этих работ впервые с начала Второй мировой войны выставлены на обозрение публики.
Среди них – серия эстампов и гравюр, выполненных многими влиятельными французскими художниками-модернистами, включая Сезанна, Дега, Гогена, Ренуара и Мэри Кассат. По предварительным оценкам, два аукциона, которые будут проведены аукционным домом Сотбис в Париже и в Лондоне в июне этого года, могут принести до 26 миллионов долларов (16,9 миллионов фунтов стерлингов).
Лот с наивысшим ценником – холст того самого Дерена, который вместе со своим современником Анри Матиссом стоял во главе недолгого движения фовистов. Эта пара использовала такие смелые цвета в своих работах, что критики того времени, в равной степени шокированные и восторженные, быстро прозвали их "les fauves" – «дикими», и даже «дикими животными».
У лесного пейзажа «Деревья в Коллиуре», написанного Дереном на юге Франции в 1905 г., оценка 9-14 миллионов фунтов, что может побить предыдущий рекорд для живописи Дерена, установленного в прошлом году в Нью-Йорке – 8,5 миллионов фунтов. Джорджина Адамс, колумнист по продажам в газете "The Art Newspaper", высказала предположение, что оценка Сотбис несколько высоковата, но добавила, что коллекционер часто согласен платить больше за картины с интересными историями.
«Дерен – очень неровный живописец, у которого было несколько настоящих неудач в творчестве, но зато его фовистские работы очень популярны, – сказала она. – Здесь же мы видим замечательную и волнующую живопись, к тому же раньше ее никогда не было на рынке, и у нее есть захватывающая история за спиной. Такие обстоятельства всегда будут привлекать покупателя».
Из-за преждевременной смерти Сломовича, немногое известно о том, как ему удалось заполучить фактически большую часть коллекции Воллара. Незадолго до войны, управляемый шофером автомобиль Воллара вылетел с дороги, погубив его самого и его водителя. Долго ходили слухи, что 73-летний Воллар был убит главой корсиканской мафии. Поскольку приближалась война, Сломович оказался ответственным за укрытие коллекции Воллара от нацистов.
В ходе юридических сражений 1980-х и 90-х, наследники Сломовича утверждали, что Воллар передал эти картины молодому предпринимателю, чтобы тот смог открыть галерею в Белграде. Многие книги и картины в коллекции были лично надписаны Волларом, который также написал для Сломовича рекомендательные письма к таким художникам, как Пьер Боннар и Жорж Руо.
Однако семья Воллара утверждала, что тот просто передал работы своему деловому партнеру для продажи от его имени. Судебные разбирательства тянулись в течение нескольких десятилетий, но были, в конечном итоге, улажены в 2006 г., когда большая часть этой коллекции произведений искусства перешла к потомкам Воллара. Гораздо большая часть коллекции Воллара была перевезена Сломовичем в Югославию, где он надеялся устроить выставку в Национальном музее Белграда в Сербии. Сломовичу не повезло: он вынужден был бежать и оттуда, когда немецкие войска вторглись в Сербию, и пытался скрыться в деревне возле югославской столицы. В конце концов, местные жители выдали Сломовича с семьей нацистам, и их отправили в концентрационный лагерь. Полагают, что он погиб в передвижной газовой камере летом 1942 г. Ему было 27 лет.
Картины, которые ему удалось взять с собой в Югославию, во время войны были успешно спрятаны его родственниками, но коммунисты маршала Тито их быстро экспроприировали и «подарили» югославскому государству. Свыше 125 работ, включая серию работ Дега и Ренуара, хранятся теперь в Национальным музее Сербии. Работы, представляемые нынче аукционным домом Сотбис, были выставлены на продажу наследниками Воллара.
О навязчивой идее Гитлера
- Во время Второй мировой войны нацисты совершенствовали искусство мародерства с дотошным планированием и идеологическим рвением.
- Адольф Гитлер был одержим искусством, и намеревался построить самый большой в мире музей в своем родном городе Линц, Австрия.
- «Музей фюрера», как его прозвали, никогда не был построен, однако это не останавливало нацистов, награбивших в оккупированных странах огромное количество картин, книг, произведений искусства и сокровищ.
- Коллекции, принадлежавшие еврейским семьям, попадали в опасность чаще всего, особенно если там имелись классические шедевры, которыми восхищались Гитлер и его сподвижник, поклонник искусств Герман Геринг. Оба они питали отвращение к модернизму.
- Трудно даже предположить, сколько работ было в реальности украдено немецкими войсками. В Государственном архиве США считают, что нацистской военной машиной могло быть разграблено до одной пятой всего искусства в Европе.
- В конце войны союзники обнаружили украденные художественные произведения более чем в тысяче хранилищ в Германии и Австрии. Большая их часть была скрыта в соляных шахтах, чтобы защитить произведения искусства от регулярных бомбардировочных налетов союзников, которые начались, когда военно-воздушные силы Германии потеряли контроль над своим воздушным пространством.
- Хотя большая часть награбленного была возвращена его законным владельцам после окончания войны в 1945 г., сотни тысяч произведений всё еще отсутствуют. Только в 1998 г. 44 ведущих державы начали, наконец, поиск художественных работ, разграбленных нацистами, чтобы вернуть их законным владельцам.
Джером Тэйлор, Индепендент 23 апреля 2010 г
Перевод Георгий Федосеев BCM