«Художественная Телепублицистика в действии на примере программы «Жди меня»
(Алексей Никифоров)
1. О телевизионной публицистике
Публицистика, как известно, включается в социализацию личности через формирование её политических и нравственных ориентаций, объективно заданных наличными общественными отношениями.
Наиболее востребованными на современном российском телевидении называются информационная, художественная и аналитическая публицистика. Рассмотрим их, а так же особенности работы телевизионных журналистов, профессионально задействованных в этой сфере деятельности.
Деление публицистики на информационную, художественную и аналитическую основано на различии функций и структуры публицистических сообщений. Если функция информационных жанров журналистики – сообщение о факте, то функция аналитической публицистики – анализ событий и явлений действительности. В свою очередь, художественная публицистика раскрывает типичное и общее через индивидуальное, отдельное на фактическом материале.
Каждый из видов телевизионных публицистических сообщений имеет несколько жанров. В этом значении термин «жанр» раскрывается с позиции форм и методов, посредством которых журналист отображает реальную действительность. Жанры журналистики отличаются сложившейся системой относительно устойчивых признаков.
2. Жанр Ток-шоу
Диалогические жанры телевидения на протяжении пятидесяти лет сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы на экранах все большее место занимают передачи с новым названием – ток-шоу. В переводе с английского разговор на фоне играющего, разговор случайный, но тщательно придуманный.
Впервые этот жанр появился на американском телевидении в 1967г. Совершенно неожиданно для себя ток-шоу придумал хорошо известный некогда Фил Донахью. Его шоу простроено по следующему принципу. Зрители прямо с мест задают вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными. Подчас они спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной. Сегодня США однозначно страна ток-шоу. Там за билетами выстраиваются очереди, зато нет никакой цензуры – в студию допускаются все желающие. Хотя ток-шоу придумали и не у нас, российская почва приняла его с благодарностью. Удобный все- таки жанр, есть где разгуляться. Только сама публика не готова к столь разоблачающим, скандальным ситуациям ток-шоу, ведь у русского народа свой менталитет, свои традиции, особенного характера. И еще одна причина неприживания жанра – отсутствие у нашей аудитории богатой практики телевизионного общения, который есть у западного зрителя, поэтому, увидев микрофон, он либо начинает «растекаться по древу», либо теряется и молчит.
Ток-шоу, сочетая в себе интервью, дискуссии, игры, концентрируются вокруг личности ведущего. Для эффективного ведения разговора по душам необходимые личные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, актерское мастерство, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться. Главное правило, принятое в мире – ведущий дискуссии не является ее участником.
Непременными «компонентами» ток-шоу являются герои – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими мыслями, поступками, образом жизни. Обязательно присутствие в студии зрителей, экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную» подсказку телезрителям. Нередко, в погоне за эмоцией зрителя, организаторы ток-шоу не останавливаются ни перед чем, создавая «картинкой» динамику, которую по каким-либо причинам создать собравшимся на съемку программы так и не удалось.
Человек в «маске» - необходимый атрибут ток-шоу, провокационный ход, аккумулирующий в себе интригу самой сути раздвоения личности людей, составляющих аудиторию этой беседы по обе стороны экрана. Желание зрителя знать все о герое, применить на себе его роль вступает в противоречие с жуткой ценой представляемой ему популярности: полнейшей анонимностью героев-масок.
В общем, модификаций жанра великое множество. Но даже самый искушенный зритель, знающий о стоимости найма, методах подготовки людей, работающих зрителями в зале, о гонорарах безымянных артистов, играющих реальных людей и рассказывающих душещипательные случаи из жизни, никогда не откажется понаблюдать за тем, как публика попалась на крючок этого полупрофессионального театра.
Телекритика отметила, что жанр ток-шоу входит в моду российских каналов все больше и больше, хотя искренности и реальности в нем все меньше и меньше. Поэтому даже при хорошей задумке, передачам не хватает динамичности и энергичности. Зато у этого жанра есть огромные возможности собрать у телеэкранов самую большую зрительскую аудиторию, затрагивая широкие общечеловеческие интересы.
Сегодня на большинстве ток-шоу мы можем увидеть знакомых актеров, к сожалению не всегда удаётся создателям «выехать» за счёт популярности актёров.
Одна из причин, по которой артисты устремились в телеведущие, проста. Они очень устраивают ТВ-продюсеров. Ведь известные театральные и кино-дивы, певицы и певуны — это уже раскрученный бренд. Технологии телесуфлерства достигли ныне таких высот, что текстовые реплики ведущего, любые «подводки», «экспромты» и шутки остроумия легко передаются с режиссерского пульта прямо в кадр, в незримые для зрителя мини-наушники. А кто лучше актера умеет повторять за суфлером? Кто профессиональнее всех открывает рот под фонограмму?
Актерское нашествие ужасает своими масштабами. На центральных телеканалах уже почти не осталось авторских программ от тележурналистов, особенно в развлекательных блоках. На месте специально обученного журналистике специалиста прочно утвердился артист.
3. Проект «Жди меня»
На российском телевидении в последние годы всё больше появляется различных ток шоу, с одной стороны это внесло разнообразие в эфир, с другой привело к ещё большей потере экранной нравственности. Цель ток-шоу– поразить эмоциональный мир телезрителя, обогатить его самоиронией и заставить снова и снова умиляться наивной простоте, с которой можно решать самые казусные ситуации человеческой жизни. А где же правда, к которой телевидение так стремительно шло? Сейчас развлекательные программы с помощью чрезмерного перебора «свободы слова», излишней раскованности забывают о зрителе как таковом, делая его глупым, лишая его самостоятельной возможности обдумывания проблемы
Сегодня среди множества шоу программ и развлекательных передач ярко выделяется «Жди меня», которая, соответствует далеко не всем канонам и это обстоятельство является одним из кирпичиков дома по имени успех.
3.1 Оформление программы
Жанр - ток-шоу. Хронометраж 50 минут (вместе с рекламой). Выходит еженедельно в одно и тоже время. У программы выдержанная в стиле заставка из мозаики фотографий потерявшихся людей с использованием графики. Также фирменной является и мелодия время от времени звучащая как лейтмотив передачи. Очень точно подбирается музыка к сюжетам, как правило, это классическая музыка. Надо отметить великолепную режиссуру. Операторская работа заключается в изобилии крупных планов, которые несут в себе особую выразительность. Шикарное современное оформление студии. Программа строится на чередовании проблем сидящих в студии людей с сюжетами из разных городов. Кроме этого, программа использует телемост с другими городами.
3.2 Содержание
Программа «Жди меня» - масштабный телевизионный проект, с уникальными художественными средствами, создающий у зрителей высокое чувство сопричастности к судьбам других людей и истории страны.
Программа, которая помогает людям найти друг друга. Позвонив в студию непосредственно во время эфира, телезрители имеют возможность сразу же обратиться к тем, кто их ищет. Каждый желающий может рассказать о своей потере и обратиться к телезрителям за помощью в розыске друзей, близких и любимых.
Истинный драматизм, тонкая лирика и художественная убедительность программы определяют ее всенародное признание и колоссальное воздействие на аудиторию, подтвержденные многомиллионным откликом в России и за ее пределами.
За время существования программы в адрес редакции поступило более 250 000 обращений с просьбами о помощи в поисках родственников и близких. Это красноречиво свидетельствует о масштабах и остроте большой социальной проблемы, заложенной, в том числе, историческими потрясениями, пережитыми страной в ХХ веке: распад СССР, беженцы из «горячих точек» и вынужденные переселенцы, межнациональные конфликты, войны, заложники, репрессии – это далеко не полный список причин, разрывающих естественные социальные связи.
(Алексей Никифоров)
1. О телевизионной публицистике
Публицистика, как известно, включается в социализацию личности через формирование её политических и нравственных ориентаций, объективно заданных наличными общественными отношениями.
Наиболее востребованными на современном российском телевидении называются информационная, художественная и аналитическая публицистика. Рассмотрим их, а так же особенности работы телевизионных журналистов, профессионально задействованных в этой сфере деятельности.
Деление публицистики на информационную, художественную и аналитическую основано на различии функций и структуры публицистических сообщений. Если функция информационных жанров журналистики – сообщение о факте, то функция аналитической публицистики – анализ событий и явлений действительности. В свою очередь, художественная публицистика раскрывает типичное и общее через индивидуальное, отдельное на фактическом материале.
Каждый из видов телевизионных публицистических сообщений имеет несколько жанров. В этом значении термин «жанр» раскрывается с позиции форм и методов, посредством которых журналист отображает реальную действительность. Жанры журналистики отличаются сложившейся системой относительно устойчивых признаков.
2. Жанр Ток-шоу
Диалогические жанры телевидения на протяжении пятидесяти лет сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы на экранах все большее место занимают передачи с новым названием – ток-шоу. В переводе с английского разговор на фоне играющего, разговор случайный, но тщательно придуманный.
Впервые этот жанр появился на американском телевидении в 1967г. Совершенно неожиданно для себя ток-шоу придумал хорошо известный некогда Фил Донахью. Его шоу простроено по следующему принципу. Зрители прямо с мест задают вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными. Подчас они спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной. Сегодня США однозначно страна ток-шоу. Там за билетами выстраиваются очереди, зато нет никакой цензуры – в студию допускаются все желающие. Хотя ток-шоу придумали и не у нас, российская почва приняла его с благодарностью. Удобный все- таки жанр, есть где разгуляться. Только сама публика не готова к столь разоблачающим, скандальным ситуациям ток-шоу, ведь у русского народа свой менталитет, свои традиции, особенного характера. И еще одна причина неприживания жанра – отсутствие у нашей аудитории богатой практики телевизионного общения, который есть у западного зрителя, поэтому, увидев микрофон, он либо начинает «растекаться по древу», либо теряется и молчит.
Ток-шоу, сочетая в себе интервью, дискуссии, игры, концентрируются вокруг личности ведущего. Для эффективного ведения разговора по душам необходимые личные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, актерское мастерство, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться. Главное правило, принятое в мире – ведущий дискуссии не является ее участником.
Непременными «компонентами» ток-шоу являются герои – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими мыслями, поступками, образом жизни. Обязательно присутствие в студии зрителей, экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную» подсказку телезрителям. Нередко, в погоне за эмоцией зрителя, организаторы ток-шоу не останавливаются ни перед чем, создавая «картинкой» динамику, которую по каким-либо причинам создать собравшимся на съемку программы так и не удалось.
Человек в «маске» - необходимый атрибут ток-шоу, провокационный ход, аккумулирующий в себе интригу самой сути раздвоения личности людей, составляющих аудиторию этой беседы по обе стороны экрана. Желание зрителя знать все о герое, применить на себе его роль вступает в противоречие с жуткой ценой представляемой ему популярности: полнейшей анонимностью героев-масок.
В общем, модификаций жанра великое множество. Но даже самый искушенный зритель, знающий о стоимости найма, методах подготовки людей, работающих зрителями в зале, о гонорарах безымянных артистов, играющих реальных людей и рассказывающих душещипательные случаи из жизни, никогда не откажется понаблюдать за тем, как публика попалась на крючок этого полупрофессионального театра.
Телекритика отметила, что жанр ток-шоу входит в моду российских каналов все больше и больше, хотя искренности и реальности в нем все меньше и меньше. Поэтому даже при хорошей задумке, передачам не хватает динамичности и энергичности. Зато у этого жанра есть огромные возможности собрать у телеэкранов самую большую зрительскую аудиторию, затрагивая широкие общечеловеческие интересы.
Сегодня на большинстве ток-шоу мы можем увидеть знакомых актеров, к сожалению не всегда удаётся создателям «выехать» за счёт популярности актёров.
Одна из причин, по которой артисты устремились в телеведущие, проста. Они очень устраивают ТВ-продюсеров. Ведь известные театральные и кино-дивы, певицы и певуны — это уже раскрученный бренд. Технологии телесуфлерства достигли ныне таких высот, что текстовые реплики ведущего, любые «подводки», «экспромты» и шутки остроумия легко передаются с режиссерского пульта прямо в кадр, в незримые для зрителя мини-наушники. А кто лучше актера умеет повторять за суфлером? Кто профессиональнее всех открывает рот под фонограмму?
Актерское нашествие ужасает своими масштабами. На центральных телеканалах уже почти не осталось авторских программ от тележурналистов, особенно в развлекательных блоках. На месте специально обученного журналистике специалиста прочно утвердился артист.
3. Проект «Жди меня»
На российском телевидении в последние годы всё больше появляется различных ток шоу, с одной стороны это внесло разнообразие в эфир, с другой привело к ещё большей потере экранной нравственности. Цель ток-шоу– поразить эмоциональный мир телезрителя, обогатить его самоиронией и заставить снова и снова умиляться наивной простоте, с которой можно решать самые казусные ситуации человеческой жизни. А где же правда, к которой телевидение так стремительно шло? Сейчас развлекательные программы с помощью чрезмерного перебора «свободы слова», излишней раскованности забывают о зрителе как таковом, делая его глупым, лишая его самостоятельной возможности обдумывания проблемы
Сегодня среди множества шоу программ и развлекательных передач ярко выделяется «Жди меня», которая, соответствует далеко не всем канонам и это обстоятельство является одним из кирпичиков дома по имени успех.
3.1 Оформление программы
Жанр - ток-шоу. Хронометраж 50 минут (вместе с рекламой). Выходит еженедельно в одно и тоже время. У программы выдержанная в стиле заставка из мозаики фотографий потерявшихся людей с использованием графики. Также фирменной является и мелодия время от времени звучащая как лейтмотив передачи. Очень точно подбирается музыка к сюжетам, как правило, это классическая музыка. Надо отметить великолепную режиссуру. Операторская работа заключается в изобилии крупных планов, которые несут в себе особую выразительность. Шикарное современное оформление студии. Программа строится на чередовании проблем сидящих в студии людей с сюжетами из разных городов. Кроме этого, программа использует телемост с другими городами.
3.2 Содержание
Программа «Жди меня» - масштабный телевизионный проект, с уникальными художественными средствами, создающий у зрителей высокое чувство сопричастности к судьбам других людей и истории страны.
Программа, которая помогает людям найти друг друга. Позвонив в студию непосредственно во время эфира, телезрители имеют возможность сразу же обратиться к тем, кто их ищет. Каждый желающий может рассказать о своей потере и обратиться к телезрителям за помощью в розыске друзей, близких и любимых.
Истинный драматизм, тонкая лирика и художественная убедительность программы определяют ее всенародное признание и колоссальное воздействие на аудиторию, подтвержденные многомиллионным откликом в России и за ее пределами.
За время существования программы в адрес редакции поступило более 250 000 обращений с просьбами о помощи в поисках родственников и близких. Это красноречиво свидетельствует о масштабах и остроте большой социальной проблемы, заложенной, в том числе, историческими потрясениями, пережитыми страной в ХХ веке: распад СССР, беженцы из «горячих точек» и вынужденные переселенцы, межнациональные конфликты, войны, заложники, репрессии – это далеко не полный список причин, разрывающих естественные социальные связи.
Я тебя люблю!