Василий Иванович Суриков
Василий Иванович Суриков (1848-1916) выдающийся русский жанрист и исторический живописец родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков жил и работал в Москве. Позже он вступил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок.
Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887). С глубиной и проницательностью истинного историка и духовидца художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, внеземную логику ее движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола.
Главным действующим лицом в этих картинах выступала народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекали сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа - исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», проникнутая страстью и фанатичной убежденностью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине.
С большим мастерством и любовью к созданному народным гением художник передавал облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображал одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произвдениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологической характеристики персонажей.
Несмотря на то, что он вошел в историю русского искусства, прежде всего, как живописец, показавший историю, «творимую и движимую самим народом», многие его портреты входят в сокровищницу русского национального искусства.
Портреты занимали в творчестве Сурикова особое место. Как правило, это были этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы, например, «Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской». (1891), «Портрет Александры Ивановны Емельяновой». (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту.
Не считая себя портретистом, Суриков редко обращался к этому жанру, изображая либо своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей. В каждом портрете, в каждом портретном эскизе, без нарочитой позы, без внешних эффектов Суриков стремился раскрыть основные свойства человека, его внутреннюю красоту.
Интересны его автопортреты. Фон в них играл второстепенную роль, либо, отсутствовал, на сколько это было возможно, вовсе. Нет в них также даже намека на некую величественность, возвышающую художника над всеми, только глубокая сила ума читается в проницательном взгляде и могучее внутреннее убеждение в своем творчестве, питаемом любовью к Родине и народу.
Предлагаем познакомиться с флэш-книгой портретов кисти Василия Ивановича Сурикова.
Главным действующим лицом в этих картинах выступала народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекали сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа - исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», проникнутая страстью и фанатичной убежденностью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине.
С большим мастерством и любовью к созданному народным гением художник передавал облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображал одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву, религиозную архитектуру и деревенские сараи. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произвдениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологической характеристики персонажей.
Несмотря на то, что он вошел в историю русского искусства, прежде всего, как живописец, показавший историю, «творимую и движимую самим народом», многие его портреты входят в сокровищницу русского национального искусства.
Портреты занимали в творчестве Сурикова особое место. Как правило, это были этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы, например, «Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской». (1891), «Портрет Александры Ивановны Емельяновой». (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту.
Не считая себя портретистом, Суриков редко обращался к этому жанру, изображая либо своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей. В каждом портрете, в каждом портретном эскизе, без нарочитой позы, без внешних эффектов Суриков стремился раскрыть основные свойства человека, его внутреннюю красоту.
Интересны его автопортреты. Фон в них играл второстепенную роль, либо, отсутствовал, на сколько это было возможно, вовсе. Нет в них также даже намека на некую величественность, возвышающую художника над всеми, только глубокая сила ума читается в проницательном взгляде и могучее внутреннее убеждение в своем творчестве, питаемом любовью к Родине и народу.
Предлагаем познакомиться с флэш-книгой портретов кисти Василия Ивановича Сурикова.