Сны: вестники будущего?
Сны связывают нас с таинственным миром — с будущим, которое почти всегда остается для нас неведомым. И поэтому обычно мы говорим о снах как о вестниках, которые приходят издалека, чтобы открыть те тайны, которые мы все хотели бы узнать.
Если бы мы взялись говорить, например, о вещих снах, то у нас появился бы шанс провести очень приятный вечер, приводя бесчисленные примеры — я знаю, что каждый из нас мог бы вспомнить их множество, — однако при этом мы продолжали бы находить чудеса, непонятные вещи, странные происшествия, которым не нашлось бы объяснений.
Поэтому я предпочитаю говорить о снах в связи с будущим, точнее, о том, что могут рассказать нам сны о нашем собственном будущем. Есть ли какой-нибудь способ с их помощью лучше узнать самих себя, лучше изучить свой внутренний мир? Есть ли в наших снах какой-то тайный ключ, который позволил бы нам узнать не только каковы мы сейчас, но и какими могли бы стать в дальнейшем? Это и есть тот тип снов и тот тип их толкований, которым я буду уделять центральное место в своей лекции.
Если бы мы взялись говорить, например, о вещих снах, то у нас появился бы шанс провести очень приятный вечер, приводя бесчисленные примеры — я знаю, что каждый из нас мог бы вспомнить их множество, — однако при этом мы продолжали бы находить чудеса, непонятные вещи, странные происшествия, которым не нашлось бы объяснений.
Поэтому я предпочитаю говорить о снах в связи с будущим, точнее, о том, что могут рассказать нам сны о нашем собственном будущем. Есть ли какой-нибудь способ с их помощью лучше узнать самих себя, лучше изучить свой внутренний мир? Есть ли в наших снах какой-то тайный ключ, который позволил бы нам узнать не только каковы мы сейчас, но и какими могли бы стать в дальнейшем? Это и есть тот тип снов и тот тип их толкований, которым я буду уделять центральное место в своей лекции.
С самой глубокой древности различали разные типы сновидений. Были обыкновенные сны — те, что снятся нам каждую ночь, а были необыкновенные, и им уделялось больше внимания. Почему эти сны считались необыкновенными? Это могло зависеть от человека, которому снился сон: чем достойнее он был, чем больше выделялся или чем весомее была его роль в обществе, тем большее значение придавалось тому, что ему снилось. Это могло зависеть также от символики, содержания снов или от того особого момента, когда они имели место. И, в общем, они были необыкновенными потому, что сообщали людям, почти как гадательная формула, о том, что должно было произойти в отдаленном будущем или завтра же, — описывали либо в общих чертах, либо подробно, шаг за шагом, то, что должно было произойти. Об этих снах, как уже было сказано выше, мы можем много говорить, но мало что можем объяснить. Именно это и будет главным образом нас интересовать: почему мы так плохо можем объяснять сны вообще и необыкновенные сны в частности…
В действительности о снах мы должны были бы знать много, потому что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, который не волновало это любопытное явление — мир сновидений. Это странный мир: он нам принадлежит, потому что мы оказываемся там каждый день, но в то же время он нам не принадлежит, он ускользает из наших рук, в нем много таинственного. Сновидения как будто бы приходят откуда-то издалека. Некоторые авторы даже связывают сон со смертью — не для того, чтобы «запугать» нас, а наоборот, чтобы показать сходство между таинством сна и другим важнейшим таинством — тем, что происходит с нами, когда мы уходим из жизни. Греки объясняли, что Танатос (Смерть) и Гипнос (Сон) являются братьями — старшим и младшим.
Все народы действительно проявляли интерес к снам, но не все одинаково их интерпретировали. На первый взгляд может показаться, что существуют совершенно разные стили изучения снов, а в трактовках имеются серьезные противоречия, но по существу это не так. Те, кто считает, что человек есть исключительно тело, будут рассматривать сны как биологически-физиологическую особенность человека. Те, для кого человек есть лишь маленькая доля сознания и огромная доля бессознательного — как в известном примере с айсбергом, у которого видна только маленькая часть, — будут толковать сны как функцию и мотивацию бессознательного. А некоторые народы, быть может самые древние, сны объясняют с магической, символической, религиозной точки зрения. Если бы мы попытались согласовать между собой все эти объяснения, то получили бы наиболее полный обзор того, что нам хочется узнать о снах.
Читать книги на эту тему почти всегда означает повторяться. Одни цитируют других, все поддерживают друг друга и говорят одно и то же. И — сужу по собственному опыту — как бы мы ни искали на протяжении более или менее обозримого времени того или иного автора, ту или иную школу, мы обнаруживаем, что лишь древние и традиционные эзотерические учения предоставляют нам, как и всегда, глубокое объяснение, очень близкое к действительности и вполне соответствующее нашим стремлениям и нашему желанию узнать.
Поэтому, по возможности не отбрасывая наши сегодняшние знания, я попытаюсь вспомнить все, что говорили древние школы о человеке, о его мечтах и возможностях.
Что надо делать, чтобы видеть сны?
Я уверена, что можно видеть сны и с открытыми глазами, но все говорят, что сначала нужно уснуть и что спать крайне необходимо для человека. И хотя существуют примеры людей, которые могли не спать годами, обычно, если мы не спим, наступает такая усталость, что нас не только перестает слушаться тело, но и отказывают эмоциональный и ментальный планы, в результате чего мы становимся вообще ни к чему не способны. Таким образом, спать очень важно и даже необходимо, а сны — это следствие состояния сна: слово «сон» мы обычно употребляем и в значении «сновидение», и для обозначения той деятельности, которую мы осуществляем, когда спим.
Необходимо ли видеть сны?
Если думать о том немногом, что мы помним из своих сновидений, мы сказали бы, что вряд ли они необходимы, потому что мы почти ничего из них не помним. Однако есть специалисты, которые считают, что видеть сны необходимо. Они провели опыты с людьми, которых в течение нескольких ночей подряд будили, как только у них начинались сновидения. В результате испытуемые приходили в такое сильное состояние нервозности и возбуждения, что это привело многих психологов к естественному выводу: несмотря на то, что сновидения часто необъяснимы, они нам абсолютно необходимы, как бы мы ни хотели их интерпретировать — как разрядку, как бегство, как выход из тела, как путешествие. Но нам необходимо видеть сны, хотя мы и не помним, что нам снится, и, просыпаясь, чувствуем себя словно вернувшимися из неизвестного мира.
Почему мы спим?
Когда древние хотели что-то объяснить в этой сфере, для них было крайне важно, что человек не просто биологическая сущность, что он нечто большее, чем его тело. По их представлениям, человек состоит из семи планов, семи носителей, семи форм выражения — семи тел, как мы иногда говорим. А чтобы лучше понять сны, необходимо помнить, что человек действительно есть тело, но не игнорировать при этом жизненную силу этого тела — энергию, а также психический мир, более известный как астральный, — мир, по которому мы путешествуем и передвигаемся во сне, и ментальный мир. Таким образом, выделяются четыре плана: физический, энергетический, эмоциональный и ментальный. А над этими четырьмя планами — Высший Человек, Высшее Я. То самое высокое, сильное, бодрствующее, которое дышит в нас. Его мы будем называть — по крайней мере, в этой лекции — Высшим Я. А сейчас посмотрим, что происходит во время сна.
Древние утверждали, что человек засыпает, потому что его тела за многие часы бодрствования устают друг от друга. Физическое тело, например, устает не только от нашей физической деятельности. Сильные эмоции, наши мысли, необходимость учиться, сосредотачиваться, запоминать и вспоминать что-то — все это тоже приводит к усталости. И эта психическая деятельность даже провоцирует некоторые химические изменения в нашем теле, которые не будут полностью устранены, если мы останемся в состоянии бодрствования. Таким образом, физическому телу необходимо спать, чтобы отдыхать от своей собственной деятельности, а также от работы психического и ментального тел.
Теперь рассмотрим мир эмоций, или астрал. Не устает ли он? Судя по тому, что мы наблюдаем, кажется, что не очень. Наши эмоции практически неисчерпаемы. Например, когда нам снятся сны (если мы, конечно, помним, что нам снилось), пока физическое тело отдыхает, астральное работает. Во сне мы продолжаем испытывать самые разные чувства. С точки зрения астрала, мы всегда активны — всегда чувствуем, всегда двигаемся, всегда окрашиваем эмоциями все, что нас окружает. В действительности же эмоциональное тело устает от того, что постоянно передает свои импульсы физическому телу, чтобы наш мозг воспринял, адаптировал их и сделал понятными. И таким же образом устает и наш ментальный носитель, но не от того, что мыслит — пока спим, мы продолжаем думать, создавать мысли, — а от того, что передает свои идеи мозгу, который не всегда воспринимает их хорошо и которому необходимо повторять их неоднократно.
Таким образом, когда приходит пора сновидений, эти три верных друга — физическое, эмоциональное и ментальное тела (тело, эмоции и разум) — дружески прощаются и каждый идет в свою сторону. Что происходит, когда мы спим? Что происходит, когда в кровати, в кресле или на стуле, а иногда прислонясь к двери мы оставляем тело и его жизненную силу в покое, а астрал, ментал и Высшее Я прощаются друг с другом и расходятся? Прощаются ненадолго, потому что им, уставшим друг от друга, просто нужно немного отдохнуть.
Как описывают древние тот астрал, который отделяется от тела?
По описаниям ясновидящих, то, что отделяется от тела спящего человека, по своей форме очень похоже на его физическую оболочку. Сходство вполне логично, поскольку физическое и астральное тела постоянно соприкасаются, а эмоциональная материя очень тонка и адаптируется к физическому телу. Астральная оболочка немного отходит от физической и легко узнается по сходству с физическим телом человека, которому она принадлежит.
Однако не все мы, люди, видим сны, не все мы раздваиваемся и не все мы путешествуем одним и тем же способом. Это зависит от человека. Основываясь на традиционных и древних интерпретациях сновидений, мы можем утверждать, что человек, живущий беззаботно, относительно мало эволюционировавший и привязанный к своему миру и к своим маленьким вещам, во время сна позволяет своему астралу удаляться только на небольшое расстояние. Астрал практически не осмеливается отойти от физического тела, потому что чувствует сильную привязанность к носителю, который является его опорой и всей его жизнью. Как будто бы астралу больше нечего делать, если он не «чувствует» через физическое тело! Те, кто может наблюдать это, говорят, что в таком случае астральное тело остается как бы приклеенным к физическому и не выходит из него.
Ясновидящие свидетельствуют, что человек более смелый в астральном мире и не слишком захваченный повседневными заботами отходит дальше от своего тела и, входя в астральный мир, погружается в поток, похожий на сильный ветер. Если вам доводилось летать на самолете и вы обращали внимание на первые моменты, когда он отрывается от земли, сражаясь с порывами ветра и пересекая облака, пока не наберет высоту, — это очень похожее состояние. Представим себе подобный первый момент с «ветрами» и «облаками», когда человек «висит в воздухе», но зависит от превосходящей его силы. Это случай астрала, который ненамного отделяется от тела: он неизбежно зависит от бесчисленного множества течений, чувств, которые предоставляют ему самые разные и непонятные сны; некоторые из них очень приятны, другие очень неприятны; такие сны обычно хаотичны и похожи на карикатуры, где все элементы искажены.
Возьмем теперь человека, который уже может быть во сне сознательным и активным. Он оставляет свое тело и уходит, сознавая, что видит сон, что находится в другом измерении, но продолжает оставаться самим собой. Что же происходит с ним? Он стремится перейти в астральный мир, однако ему трудно увидеть это измерение таким, каким оно является. Потому что человек засыпает в окружении своих собственных забот, мыслей, проблем, которые его беспокоили в течение дня, и все это образует вокруг него щит, отражающий все, что произошло с ним во время бодрствования. И он продолжает повторять и рассматривать все это с разных точек зрения — как искаженное, или отдаленное, или смешанное с бесчисленным множеством элементов. Хотя он удалился от тела и сохраняет сознание, он не способен выходить из своего собственного мира, из своих собственных забот и собственных интересов.
Древние говорят, что идеальный случай — когда спящий знает, что находится в мире снов. Он сознателен, активен и смог «отклеиться» от скорлупы личных забот. Что происходит с этим человеком? Он управляет своим астральным телом даже лучше, чем физическим. Не будучи материальным, астральное тело более легкое, более свободное, оно не чувствует ни жары, ни холода. Оно не только управляемо, но и перемещается с любой скоростью в разных направлениях. Оно может войти в контакт с разными людьми, имеющими или не имеющими тело, если только они находятся в том же астральном мире.
В одной из книг есть очень интересная информация о том, что в астральном мире можно читать, слушать лекции, осваивать что-то новое, потому что мы можем поддерживать связь с существами, которые знают намного больше, чем мы сами. В астральном мире даже есть возможность решать определенные задачи, которые не видятся ясно во время бодрствования, помогать другим существам, находящимся в отчаянии и смятении или в чем-либо нуждающимся. В общем, есть много вещей, которые там можно делать, так как там пространство и время не ограничены. Кроме того, в том мире чувства ярче и глубже, там сильнее переживаются и радость, и боль.
Однако есть одно преимущество у нашего мира: воля и разум действуют сильнее чувств, и если человек ставит перед собой цель сдерживать безграничное чувство, переполняющее его, это сделать намного легче, чем когда он находится только под воздействием законов физического тела.
Таким образом, оказывается, что владение разумом, владение сознанием во время сна привело бы к тому, что стала бы возможной жизнь без нарушения непрерывности. Это необыкновенное состояние, при котором практически нет отличия между днем и ночью, потому что мы знаем, что мы всегда одни и те же. А если пойти дальше — в таком состоянии не было бы отличия между жизнью и смертью: смерть воспринималась бы просто как более длительный сон, потому что мы всегда продолжаем быть одними и теми же и можем жить на других планах с нашим собственным сознанием и с нашими собственными возможностями.
Почему мы не контролируем сновидения?
Встает важнейший вопрос: если все это существует, почему я не могу это контролировать, почему я не могу это применять, почему я не могу это проживать? Объясняется все очень просто. Между миром снов — астральным миром — и физическим миром нужен мост. Но этот мост не всегда правильно построен, не всегда достаточно крепок, так как нужно много лет практики, самоотдачи и работы, чтобы он стал активным и эффективным. Люди Востока говорят о чакрах — энергетических, эфирных органах. Они очень похожи на физические, однако принадлежат более тонкому плану материи и как раз могли бы послужить мостом, если бы работали в полную силу.
С другой стороны, у нас есть одна очень плохая привычка: мы привыкли к тому, что наш мир чувств выражается через тело, и не умеем или не можем чувствовать легкость, способность нашего астрального мира действовать свободно и непосредственно, основываясь лишь на наших решениях и нашей воле.
Какие техники мы можем использовать?
Существуют самые разнообразные техники, позволяющие пробудиться во время сна, сохранять сознание и управлять нашими телами. Одна из них, техникой в действительности не являющаяся, состоит в том, чтобы терпеливо ждать собственной эволюции человека. Это самый длинный путь, но самый надежный.
Другая техника состоит в упорной работе над самим собой, в непрерывном обучении, в дисциплине, в исследовании самого себя, в попытках лучше узнать себя, рассеять внутренний туман, найти ответы на все вопросы, руководствуясь здравым смыслом, а не впечатлительностью, не из любви к самим явлениям, которая ни к чему не приводит, а наоборот — для того, чтобы быть более полезными самим себе и, если потребуется, всему человечеству.
Еще одна техника, которую мы не рекомендуем, сводится к выполнению упражнений из некоторых книг, в которых говорится: «Если ты сделаешь так, для тебя спадет вуаль с астрального мира». И мы делаем так, и повторяем упражнения несколько дней, а поскольку мы не очень понимаем, что делаем, для чего и с какой целью, это приводит к тому, что первый опыт, который мы должны будем пережить, станет опытом не собственного осознания и радости от полученной возможности передвигаться по всем телам, а страха от встречи с тем, чем мы потом тоже не сможем управлять.
А четвертый способ пробудиться во время сна, о котором говорят древние, настолько удивительный, необыкновенный и далекий, что даже вызывает улыбку, когда мы о нем читаем. Это способ состоит в том, чтобы ввериться хорошему учителю, который извне с большой любовью и большим терпением умело направляет, когда мы спим, наши мысли и переносит нас туда, где бы мы могли узнать самих себя.
Какие бывают сны?
До сих пор мы говорили о том, что такое сны, как они возникают, через сколько человеческих сфер, планов, носителей мы перемещаемся, когда спим. Мы также узнали, что можем отделяться от собственного спящего тела, уходя немного от своих забот. Но на этом нельзя поставить точку, потому что мы обнаруживаем, что существует много категорий снов. Есть сны простые, легкие для понимания и объяснения. Есть сны запутанные, очень сложные, символические, но их символы нам ни о чем не говорят и обычно пугают нас. Есть сны логичные, а есть другие — полностью иррациональные, где вещи связываются непонятным для нас образом. Есть сны, от которых мы просыпаемся — настолько они нас пугают. Другие, напротив, настолько красивы, что если бы мы смогли, то не открывали бы глаза, не возвращались бы в наши тела. Иногда нам снятся сны, которые нам показывают то, что мы не знаем, или открывают двери будущего — говорят о том, что может произойти. В общем, не все сны одинаковы, и это привело нас к попытке выделить разные типы снов.
Лично мне не нравятся толкования, которые говорят: «Если тебе приснилась вода, с тобой случится то-то; если тебе приснилась лестница, то будет то-то и то-то. Если тебе дорогу пересек черный кот, ты даже не представляешь, что тебя ждет! А если кот белый, ты тоже не знаешь, что тебя ждет…» Не к такому типу объяснений мы стремимся. Мы хотим заглянуть глубже. Подобные списки и таблицы, может быть, имели какой-то смысл в прошлом, но сегодня из-за злоупотребления ими, частого повторения и утраты определенных знаний о человеке и его жизни они уже ничего не значат.
В Греции, например, было много оракулов, к которым можно было прийти за толкованием снов. Но это не значит, что, если человеку снился ночью необычный сон, он утром бежал к жрецу и спрашивал: «Мне приснилось то-то и то-то. Что это означает?»
Тот, кто хотел понять значение своего сна, приходил к оракулу, в течение одного-двух дней проходил очищение, принимал специальную пищу, соблюдал определенный ритм жизни и после совершения церемоний и вступления под покровительство какого-нибудь бога или богини должен был спать в указанном жрецами месте. Этот и был сон, который потом подлежал толкованию, — сон, вызванный особыми обстоятельствами, позволявшими увидеть, что всплывет из подсознания человека, какие символы заявят о себе.
На Древнем Востоке толковали сны с помощью другого ключа. По рассказам человека определяли, какими болезнями он может страдать: сновидения часто использовали для того, чтобы определить, какие органы плохо функционируют. Это касалось не только физических болезней, потому что для древних больным считался человек, у которого была нарушена гармония разных частей его природы: физического тела, психики, ментального тела или всего в целом.
До сих пор самые современные теории говорят, как правило, о снах физиологической природы, то есть о снах, вызванных внешним или каким-нибудь внутренним физиологическим фактором. Например, с нас ночью сползло одеяло, нам стало холодно, и поэтому нам приснилась невероятная история. Или наоборот, фактор может быть внутренним — например, у нас что-то болит, у нас тяжелое расстройство пищеварения, и снова этот органический элемент определяет сюжет сна.
Те же авторы говорят нам и о других снах — сугубо психологических или бессознательных. И есть один очень любопытный момент: бессознательное, о котором говорит вся современная психология, по своим характеристикам очень совпадает с тонкими планами древних эзотериков. Бессознательное подобно астралу и той части ментала, которой мы не владеем, и эти бессознательные сны очень разнообразны. Есть сны легкие для понимания: если мы просыпаемся и вспоминаем их, нет необходимости, чтобы кто-нибудь нам объяснял, что они означают. Мы это знаем, потому что они касаются непосредственно нас. Некоторые сны более символичны, другие предупреждают о чем-то или содержат решение волнующего нас вопроса. Иногда мы ложимся спать озабоченные проблемой, решения которой не знаем, и вдруг среди ночи понимаем, как надо поступить. Проснувшись утром, мы отмечаем, что нашли решение, хотя можем и не вспомнить в точности содержание сна.
Почему мы не помним свои сны?
Если мы во время сна бодрствуем на астральном плане, это еще не значит, что после пробуждения обязательно все вспомним. Этого не происходит, потому что нет того моста, о котором упоминалось выше.
Мы часто просыпаемся с ощущением, что видели во сне что-то очень существенное, открывшее нам важные, незнакомые черты нашей личности, и, хотя мы не помним самого сна, это ощущение сохраняется порой в течение всего дня. В другой раз, напротив, мы прекрасно помним сон, который нам приснился. (Говорят, что лучше запоминается последнее сновидение, хотя мы могли видеть три, четыре и даже пять снов.) Мы могли бы рассказать его кому-то, кто оказался бы рядом с нами в момент пробуждения. Через полчаса сон начинает стираться из памяти, и когда мы прилагаем усилия, чтобы его вспомнить, он ускользает от нас, как будто мы своими мыслями подавляем воспоминания о сне, который принадлежит нам, но каждый раз все быстрее возвращается в свой собственный мир.
Иногда мы настолько забывчивы, что, просыпаясь с чем-то новым, чему научились, не помним, откуда это знаем. Но если бы мы были способны — вспоминая это потом или нет — передвигаться по миру наших сновидений, то могли бы использовать свои ночи наилучшим образом. Было бы достаточно перед сном поставить себе цель: выучить то, что не выучил днем, повторить что-то, заняться задачей, на которую днем не хватило времени, встретиться с кем-нибудь, кто знает больше меня, постараться помочь кому-то, поехать куда-нибудь, посмотреть на красивые вещи, увидеть великолепные пейзажи, послушать музыку, потанцевать или порисовать. Самое важное — ответить на вопрос «Что я буду делать этой ночью, когда пойду спать?». Это одна из самых лучших техник, позволяющих нам научиться постепенно управлять нашими снами.
Самые простые сны
Самые простые и наименее важные из всех сновидений — это, несомненно, сны, имеющие физиологический характер. Они возникают из тех импульсов, которые посылает наше тело, плохо контролирующее себя во время сна, и самого незначительного внешнего воздействия бывает достаточно для того, чтобы оно отправило к мозгу живописные образы, которые превращаются в сновидения. Наше физическое сознание очень простое, обычно автоматическое. Кроме того, физическое тело само по себе не может воспринимать абстрактные идеи, воспоминания, оно немедленно превращает все это в образы, которые могут быть самыми нелепыми.
Физическое сознание не боится абсурда. Оно совершенно не способно определить, реальны ли возникшие образы, имеют ли они какое-то значение и можно ли убедиться в их подлинности. Ему все равно. Чем абсурднее, тем лучше — так мы сможем больше развлечься ночью. Кроме того, любое пространственное открытие превращается для тела в образ поездки. Например, во сне я вспоминаю друга, который живет в Кадисе, — и оказываюсь в Кадисе. Физическое сознание работает по принципу ассоциации идей, «помещая» одну рядом с другой. Неважно, связаны они или нет. Поэтому во сне мы часто объединяем произошедшие с нами и никак не связанные друг с другом события, что приводит к характерному абсурду.
Точно так же физическое сознание сильно впечатляет все то, что происходит вокруг: шум, запах, изменение температуры. Все это еще и сильно преувеличивается: шум превращается во взрыв бомбы, приятный запах перемещает нас в магазин парфюмерии, где мы сидим на коврах, а сам султан старается продать нам то, что производится в его дворце. Способность к преувеличению здесь очень велика.
Но это не те сны, которые нас интересуют. Не интересуют нас и те сны, что прислушиваются только к уму, который блуждает одиноко и хаотично и дает увлечь себя множеству течений, мыслей, не всегда наших, а часто представляющих собой собранные там и сям отрывки того, что думают другие. В такое трудное время, как наше, позволять уму плыть по этим волнам и собирать все подряд означает ставить его в самые ужасные ситуации. Если мы не контролируем наш ум и он похож на воздушный шар, он будет впитывать все, что находится вокруг.
Поэтому древние были очень осторожны в выборе места для сна и советовали своим ученикам делать его как можно чище и приятнее. И поэтому они такое большое внимание уделяли в особенности последней мысли, последней идее, которая приходила к ним перед сном. То последнее, что мы читаем, думаем, видим перед тем, как закрыть глаза, открывает нам двери в мир сновидений — природа сна такова, какова природа идеи.
Это лежит в основе той традиции, которую еще соблюдают некоторые из нас, — иметь на своем ночном столике любимую книгу или ту музыку, которая нравится нам больше других, — то, что мы предпочитаем взять с собой, прежде чем уснуть, чтобы сохранить хорошие воспоминания.
Больше всего нас интересуют те сны, которые действительно соотносятся с самой лучшей нашей частью, нашим Высшим Я, те сны, в которых мы способны узнать самих себя и даже, если это возможно, себя контролировать.
Можем ли мы контролировать свои сны?
В египетских храмах учеников обучали управлять своими снами, контролировать их, прерывать, если необходимо, нежелательный сон. Мне всегда казалось, что надо иметь необыкновенную силу, чтобы управлять собственным бессознательным, астралом, даже когда наше тело спит. Но это становится возможным, если мы постоянно познаем себя, не пугаясь того, что находим внутри, а наоборот, день за днем стараясь преодолевать наши недостатки.
Приведу такой пример: человек решает бросить курить и действительно делает это, но во сне его со всех сторон окружают сигареты... В этом нет ничего удивительного, это вполне логично: наши воля и разум еще недостаточно работают, когда мы спим, нам не хватает последней мысли перед сном: «Осторожно! Ты перестал курить, и возможно, что во сне ты предашься этой страсти». Потому что многие из подобных импульсов проявляются именно тогда, когда мы ослабляем наш контроль.
Самые лучшие сны
Когда мы говорим о самых лучших снах — тех, которые могут что-то для нас значить, мы не должны забывать об особой возможности, которую дает человеку его астральный мир, — возможности преодолевать время и пространство. В считанные секунды в астральном мире происходит многое, потому что мы уже не живем в физическом измерении, для нас открывается что-то совершенно другое, мы более свободны. Мы не должны забывать и о еще одной возможности, существующей в мире снов, — возможности работать с символами, потому что наше Высшее Я реально выражается в них. Но — осторожно! — я не говорю только о тех появляющихся в сновидениях символах, которые стали известны благодаря психоанализу Фрейда. И я не говорю о тех символах, которые всегда отражают цензуру нашего сознания над тем, что происходит в бессознательном. Я говорю о другом типе символов — о таких великих идеях, одной из которых будет достаточно, чтобы объяснить очень многое, тогда как во время бодрствования нам для объяснения того же самого нужно много слов, в которых мы все больше запутываемся, и не легко оказывается выразить в них то, что можно представить одним образом, одной идеей, одним абсолютно понятным символом.
Возможно, эта способность, если мы относимся к ней осознанно, помогает развить проницательность, ясность ума, умение понимать те символы, которые нам постоянно предлагает жизнь. Мы также не должны забывать, что астральный мир может открыть нам будущее, позволит предвидеть, перемещаться во времени, видеть то, что скрыто от нашего взора, когда мы бодрствуем. В самом деле, во сне мы часто попадаем в ситуации, которые будут повторяться в действительности. Предчувствие, предвидение, предвосхищение — как бы это ни называлось — являются результатом разумного объединения элементов сновидения. Это происходит с нами не раз, и нам не нужны эксперты для объяснения подобных снов, потому что мы сами, проснувшись, знаем, что вошли в контакт с «чем-то». Если это «что-то» хорошее, то мы должны сделать все, чтобы наш сон мог стать реальностью; но если оно плохое — внимание! — мы должны понять, как рассеять тучи, которые, по всей видимости, нависли над нашими головами.
Когда мы говорим о таких снах и их связи с будущим, очень важно помнить, что если мы будем развивать в себе способность чувствовать, развивать ум и волю, которые не спят, а просто не используются, то, возможно, нам откроется будущее и многие вещи, которые мы привыкли считать принадлежащими грядущему, станут частью сегодняшнего дня, например страстно желаемое «познать и контролировать самого себя». Это и есть то будущее, которое мне представляется наиболее предпочтительным на дороге сновидений: делать так, чтобы эти способности присутствовали и были реальными не только когда мы спим, а в любой момент времени, особенно когда мы бодрствуем.
Из этого анализа сновидений, из этого проникновения в мир, с одной стороны, темный и загадочный, но с другой — сияющий и светлый, мы сможем выделить те элементы, которые позволят нам представить себе лучшее будущее: когда наши тела, блуждающие сегодня во время нашего сна наугад и по своим собственным критериям, станут нашими лучшими союзниками и самым сильным оружием, которое поможет нам раскрыться в жизни.
***
При отсутствии предсказательных снов нам остается только мечтать о будущем, но не ожидать, что прямо сейчас некие образы принесут нам будущее, уже созданное и предуготованное. Нет, нам остается мечтать о будущем, полностью сознавая, что этот наступающий мир, эти необыкновенные сны станут реальностью только благодаря тем усилиям, которые мы сделаем сегодня.
А разве мы мечтаем только когда спим? Нет. Я, бодрствуя, мечтаю об этом другом и лучшем мире. Его яркий образ встает перед моими глазами. И если правда, что во сне мы можем встречаться с теми, кто разделяет наши заботы и наши стремления, было бы хорошо, чтобы начиная с этого момента все, кто мечтает о новом и лучшем мире, объединились бы и в снах. А если мы встретимся наяву, будет еще лучше.
Делия Стейнберг Гусман
Международный руководитель «Нового Акрополя»
Мадрид, октябрь 1986 г.
В действительности о снах мы должны были бы знать много, потому что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, который не волновало это любопытное явление — мир сновидений. Это странный мир: он нам принадлежит, потому что мы оказываемся там каждый день, но в то же время он нам не принадлежит, он ускользает из наших рук, в нем много таинственного. Сновидения как будто бы приходят откуда-то издалека. Некоторые авторы даже связывают сон со смертью — не для того, чтобы «запугать» нас, а наоборот, чтобы показать сходство между таинством сна и другим важнейшим таинством — тем, что происходит с нами, когда мы уходим из жизни. Греки объясняли, что Танатос (Смерть) и Гипнос (Сон) являются братьями — старшим и младшим.
Все народы действительно проявляли интерес к снам, но не все одинаково их интерпретировали. На первый взгляд может показаться, что существуют совершенно разные стили изучения снов, а в трактовках имеются серьезные противоречия, но по существу это не так. Те, кто считает, что человек есть исключительно тело, будут рассматривать сны как биологически-физиологическую особенность человека. Те, для кого человек есть лишь маленькая доля сознания и огромная доля бессознательного — как в известном примере с айсбергом, у которого видна только маленькая часть, — будут толковать сны как функцию и мотивацию бессознательного. А некоторые народы, быть может самые древние, сны объясняют с магической, символической, религиозной точки зрения. Если бы мы попытались согласовать между собой все эти объяснения, то получили бы наиболее полный обзор того, что нам хочется узнать о снах.
Читать книги на эту тему почти всегда означает повторяться. Одни цитируют других, все поддерживают друг друга и говорят одно и то же. И — сужу по собственному опыту — как бы мы ни искали на протяжении более или менее обозримого времени того или иного автора, ту или иную школу, мы обнаруживаем, что лишь древние и традиционные эзотерические учения предоставляют нам, как и всегда, глубокое объяснение, очень близкое к действительности и вполне соответствующее нашим стремлениям и нашему желанию узнать.
Поэтому, по возможности не отбрасывая наши сегодняшние знания, я попытаюсь вспомнить все, что говорили древние школы о человеке, о его мечтах и возможностях.
Что надо делать, чтобы видеть сны?
Я уверена, что можно видеть сны и с открытыми глазами, но все говорят, что сначала нужно уснуть и что спать крайне необходимо для человека. И хотя существуют примеры людей, которые могли не спать годами, обычно, если мы не спим, наступает такая усталость, что нас не только перестает слушаться тело, но и отказывают эмоциональный и ментальный планы, в результате чего мы становимся вообще ни к чему не способны. Таким образом, спать очень важно и даже необходимо, а сны — это следствие состояния сна: слово «сон» мы обычно употребляем и в значении «сновидение», и для обозначения той деятельности, которую мы осуществляем, когда спим.
Необходимо ли видеть сны?
Если думать о том немногом, что мы помним из своих сновидений, мы сказали бы, что вряд ли они необходимы, потому что мы почти ничего из них не помним. Однако есть специалисты, которые считают, что видеть сны необходимо. Они провели опыты с людьми, которых в течение нескольких ночей подряд будили, как только у них начинались сновидения. В результате испытуемые приходили в такое сильное состояние нервозности и возбуждения, что это привело многих психологов к естественному выводу: несмотря на то, что сновидения часто необъяснимы, они нам абсолютно необходимы, как бы мы ни хотели их интерпретировать — как разрядку, как бегство, как выход из тела, как путешествие. Но нам необходимо видеть сны, хотя мы и не помним, что нам снится, и, просыпаясь, чувствуем себя словно вернувшимися из неизвестного мира.
Почему мы спим?
Когда древние хотели что-то объяснить в этой сфере, для них было крайне важно, что человек не просто биологическая сущность, что он нечто большее, чем его тело. По их представлениям, человек состоит из семи планов, семи носителей, семи форм выражения — семи тел, как мы иногда говорим. А чтобы лучше понять сны, необходимо помнить, что человек действительно есть тело, но не игнорировать при этом жизненную силу этого тела — энергию, а также психический мир, более известный как астральный, — мир, по которому мы путешествуем и передвигаемся во сне, и ментальный мир. Таким образом, выделяются четыре плана: физический, энергетический, эмоциональный и ментальный. А над этими четырьмя планами — Высший Человек, Высшее Я. То самое высокое, сильное, бодрствующее, которое дышит в нас. Его мы будем называть — по крайней мере, в этой лекции — Высшим Я. А сейчас посмотрим, что происходит во время сна.
Древние утверждали, что человек засыпает, потому что его тела за многие часы бодрствования устают друг от друга. Физическое тело, например, устает не только от нашей физической деятельности. Сильные эмоции, наши мысли, необходимость учиться, сосредотачиваться, запоминать и вспоминать что-то — все это тоже приводит к усталости. И эта психическая деятельность даже провоцирует некоторые химические изменения в нашем теле, которые не будут полностью устранены, если мы останемся в состоянии бодрствования. Таким образом, физическому телу необходимо спать, чтобы отдыхать от своей собственной деятельности, а также от работы психического и ментального тел.
Теперь рассмотрим мир эмоций, или астрал. Не устает ли он? Судя по тому, что мы наблюдаем, кажется, что не очень. Наши эмоции практически неисчерпаемы. Например, когда нам снятся сны (если мы, конечно, помним, что нам снилось), пока физическое тело отдыхает, астральное работает. Во сне мы продолжаем испытывать самые разные чувства. С точки зрения астрала, мы всегда активны — всегда чувствуем, всегда двигаемся, всегда окрашиваем эмоциями все, что нас окружает. В действительности же эмоциональное тело устает от того, что постоянно передает свои импульсы физическому телу, чтобы наш мозг воспринял, адаптировал их и сделал понятными. И таким же образом устает и наш ментальный носитель, но не от того, что мыслит — пока спим, мы продолжаем думать, создавать мысли, — а от того, что передает свои идеи мозгу, который не всегда воспринимает их хорошо и которому необходимо повторять их неоднократно.
Таким образом, когда приходит пора сновидений, эти три верных друга — физическое, эмоциональное и ментальное тела (тело, эмоции и разум) — дружески прощаются и каждый идет в свою сторону. Что происходит, когда мы спим? Что происходит, когда в кровати, в кресле или на стуле, а иногда прислонясь к двери мы оставляем тело и его жизненную силу в покое, а астрал, ментал и Высшее Я прощаются друг с другом и расходятся? Прощаются ненадолго, потому что им, уставшим друг от друга, просто нужно немного отдохнуть.
Как описывают древние тот астрал, который отделяется от тела?
По описаниям ясновидящих, то, что отделяется от тела спящего человека, по своей форме очень похоже на его физическую оболочку. Сходство вполне логично, поскольку физическое и астральное тела постоянно соприкасаются, а эмоциональная материя очень тонка и адаптируется к физическому телу. Астральная оболочка немного отходит от физической и легко узнается по сходству с физическим телом человека, которому она принадлежит.
Однако не все мы, люди, видим сны, не все мы раздваиваемся и не все мы путешествуем одним и тем же способом. Это зависит от человека. Основываясь на традиционных и древних интерпретациях сновидений, мы можем утверждать, что человек, живущий беззаботно, относительно мало эволюционировавший и привязанный к своему миру и к своим маленьким вещам, во время сна позволяет своему астралу удаляться только на небольшое расстояние. Астрал практически не осмеливается отойти от физического тела, потому что чувствует сильную привязанность к носителю, который является его опорой и всей его жизнью. Как будто бы астралу больше нечего делать, если он не «чувствует» через физическое тело! Те, кто может наблюдать это, говорят, что в таком случае астральное тело остается как бы приклеенным к физическому и не выходит из него.
Ясновидящие свидетельствуют, что человек более смелый в астральном мире и не слишком захваченный повседневными заботами отходит дальше от своего тела и, входя в астральный мир, погружается в поток, похожий на сильный ветер. Если вам доводилось летать на самолете и вы обращали внимание на первые моменты, когда он отрывается от земли, сражаясь с порывами ветра и пересекая облака, пока не наберет высоту, — это очень похожее состояние. Представим себе подобный первый момент с «ветрами» и «облаками», когда человек «висит в воздухе», но зависит от превосходящей его силы. Это случай астрала, который ненамного отделяется от тела: он неизбежно зависит от бесчисленного множества течений, чувств, которые предоставляют ему самые разные и непонятные сны; некоторые из них очень приятны, другие очень неприятны; такие сны обычно хаотичны и похожи на карикатуры, где все элементы искажены.
Возьмем теперь человека, который уже может быть во сне сознательным и активным. Он оставляет свое тело и уходит, сознавая, что видит сон, что находится в другом измерении, но продолжает оставаться самим собой. Что же происходит с ним? Он стремится перейти в астральный мир, однако ему трудно увидеть это измерение таким, каким оно является. Потому что человек засыпает в окружении своих собственных забот, мыслей, проблем, которые его беспокоили в течение дня, и все это образует вокруг него щит, отражающий все, что произошло с ним во время бодрствования. И он продолжает повторять и рассматривать все это с разных точек зрения — как искаженное, или отдаленное, или смешанное с бесчисленным множеством элементов. Хотя он удалился от тела и сохраняет сознание, он не способен выходить из своего собственного мира, из своих собственных забот и собственных интересов.
Древние говорят, что идеальный случай — когда спящий знает, что находится в мире снов. Он сознателен, активен и смог «отклеиться» от скорлупы личных забот. Что происходит с этим человеком? Он управляет своим астральным телом даже лучше, чем физическим. Не будучи материальным, астральное тело более легкое, более свободное, оно не чувствует ни жары, ни холода. Оно не только управляемо, но и перемещается с любой скоростью в разных направлениях. Оно может войти в контакт с разными людьми, имеющими или не имеющими тело, если только они находятся в том же астральном мире.
В одной из книг есть очень интересная информация о том, что в астральном мире можно читать, слушать лекции, осваивать что-то новое, потому что мы можем поддерживать связь с существами, которые знают намного больше, чем мы сами. В астральном мире даже есть возможность решать определенные задачи, которые не видятся ясно во время бодрствования, помогать другим существам, находящимся в отчаянии и смятении или в чем-либо нуждающимся. В общем, есть много вещей, которые там можно делать, так как там пространство и время не ограничены. Кроме того, в том мире чувства ярче и глубже, там сильнее переживаются и радость, и боль.
Однако есть одно преимущество у нашего мира: воля и разум действуют сильнее чувств, и если человек ставит перед собой цель сдерживать безграничное чувство, переполняющее его, это сделать намного легче, чем когда он находится только под воздействием законов физического тела.
Таким образом, оказывается, что владение разумом, владение сознанием во время сна привело бы к тому, что стала бы возможной жизнь без нарушения непрерывности. Это необыкновенное состояние, при котором практически нет отличия между днем и ночью, потому что мы знаем, что мы всегда одни и те же. А если пойти дальше — в таком состоянии не было бы отличия между жизнью и смертью: смерть воспринималась бы просто как более длительный сон, потому что мы всегда продолжаем быть одними и теми же и можем жить на других планах с нашим собственным сознанием и с нашими собственными возможностями.
Почему мы не контролируем сновидения?
Встает важнейший вопрос: если все это существует, почему я не могу это контролировать, почему я не могу это применять, почему я не могу это проживать? Объясняется все очень просто. Между миром снов — астральным миром — и физическим миром нужен мост. Но этот мост не всегда правильно построен, не всегда достаточно крепок, так как нужно много лет практики, самоотдачи и работы, чтобы он стал активным и эффективным. Люди Востока говорят о чакрах — энергетических, эфирных органах. Они очень похожи на физические, однако принадлежат более тонкому плану материи и как раз могли бы послужить мостом, если бы работали в полную силу.
С другой стороны, у нас есть одна очень плохая привычка: мы привыкли к тому, что наш мир чувств выражается через тело, и не умеем или не можем чувствовать легкость, способность нашего астрального мира действовать свободно и непосредственно, основываясь лишь на наших решениях и нашей воле.
Какие техники мы можем использовать?
Существуют самые разнообразные техники, позволяющие пробудиться во время сна, сохранять сознание и управлять нашими телами. Одна из них, техникой в действительности не являющаяся, состоит в том, чтобы терпеливо ждать собственной эволюции человека. Это самый длинный путь, но самый надежный.
Другая техника состоит в упорной работе над самим собой, в непрерывном обучении, в дисциплине, в исследовании самого себя, в попытках лучше узнать себя, рассеять внутренний туман, найти ответы на все вопросы, руководствуясь здравым смыслом, а не впечатлительностью, не из любви к самим явлениям, которая ни к чему не приводит, а наоборот — для того, чтобы быть более полезными самим себе и, если потребуется, всему человечеству.
Еще одна техника, которую мы не рекомендуем, сводится к выполнению упражнений из некоторых книг, в которых говорится: «Если ты сделаешь так, для тебя спадет вуаль с астрального мира». И мы делаем так, и повторяем упражнения несколько дней, а поскольку мы не очень понимаем, что делаем, для чего и с какой целью, это приводит к тому, что первый опыт, который мы должны будем пережить, станет опытом не собственного осознания и радости от полученной возможности передвигаться по всем телам, а страха от встречи с тем, чем мы потом тоже не сможем управлять.
А четвертый способ пробудиться во время сна, о котором говорят древние, настолько удивительный, необыкновенный и далекий, что даже вызывает улыбку, когда мы о нем читаем. Это способ состоит в том, чтобы ввериться хорошему учителю, который извне с большой любовью и большим терпением умело направляет, когда мы спим, наши мысли и переносит нас туда, где бы мы могли узнать самих себя.
Какие бывают сны?
До сих пор мы говорили о том, что такое сны, как они возникают, через сколько человеческих сфер, планов, носителей мы перемещаемся, когда спим. Мы также узнали, что можем отделяться от собственного спящего тела, уходя немного от своих забот. Но на этом нельзя поставить точку, потому что мы обнаруживаем, что существует много категорий снов. Есть сны простые, легкие для понимания и объяснения. Есть сны запутанные, очень сложные, символические, но их символы нам ни о чем не говорят и обычно пугают нас. Есть сны логичные, а есть другие — полностью иррациональные, где вещи связываются непонятным для нас образом. Есть сны, от которых мы просыпаемся — настолько они нас пугают. Другие, напротив, настолько красивы, что если бы мы смогли, то не открывали бы глаза, не возвращались бы в наши тела. Иногда нам снятся сны, которые нам показывают то, что мы не знаем, или открывают двери будущего — говорят о том, что может произойти. В общем, не все сны одинаковы, и это привело нас к попытке выделить разные типы снов.
Лично мне не нравятся толкования, которые говорят: «Если тебе приснилась вода, с тобой случится то-то; если тебе приснилась лестница, то будет то-то и то-то. Если тебе дорогу пересек черный кот, ты даже не представляешь, что тебя ждет! А если кот белый, ты тоже не знаешь, что тебя ждет…» Не к такому типу объяснений мы стремимся. Мы хотим заглянуть глубже. Подобные списки и таблицы, может быть, имели какой-то смысл в прошлом, но сегодня из-за злоупотребления ими, частого повторения и утраты определенных знаний о человеке и его жизни они уже ничего не значат.
В Греции, например, было много оракулов, к которым можно было прийти за толкованием снов. Но это не значит, что, если человеку снился ночью необычный сон, он утром бежал к жрецу и спрашивал: «Мне приснилось то-то и то-то. Что это означает?»
Тот, кто хотел понять значение своего сна, приходил к оракулу, в течение одного-двух дней проходил очищение, принимал специальную пищу, соблюдал определенный ритм жизни и после совершения церемоний и вступления под покровительство какого-нибудь бога или богини должен был спать в указанном жрецами месте. Этот и был сон, который потом подлежал толкованию, — сон, вызванный особыми обстоятельствами, позволявшими увидеть, что всплывет из подсознания человека, какие символы заявят о себе.
На Древнем Востоке толковали сны с помощью другого ключа. По рассказам человека определяли, какими болезнями он может страдать: сновидения часто использовали для того, чтобы определить, какие органы плохо функционируют. Это касалось не только физических болезней, потому что для древних больным считался человек, у которого была нарушена гармония разных частей его природы: физического тела, психики, ментального тела или всего в целом.
До сих пор самые современные теории говорят, как правило, о снах физиологической природы, то есть о снах, вызванных внешним или каким-нибудь внутренним физиологическим фактором. Например, с нас ночью сползло одеяло, нам стало холодно, и поэтому нам приснилась невероятная история. Или наоборот, фактор может быть внутренним — например, у нас что-то болит, у нас тяжелое расстройство пищеварения, и снова этот органический элемент определяет сюжет сна.
Те же авторы говорят нам и о других снах — сугубо психологических или бессознательных. И есть один очень любопытный момент: бессознательное, о котором говорит вся современная психология, по своим характеристикам очень совпадает с тонкими планами древних эзотериков. Бессознательное подобно астралу и той части ментала, которой мы не владеем, и эти бессознательные сны очень разнообразны. Есть сны легкие для понимания: если мы просыпаемся и вспоминаем их, нет необходимости, чтобы кто-нибудь нам объяснял, что они означают. Мы это знаем, потому что они касаются непосредственно нас. Некоторые сны более символичны, другие предупреждают о чем-то или содержат решение волнующего нас вопроса. Иногда мы ложимся спать озабоченные проблемой, решения которой не знаем, и вдруг среди ночи понимаем, как надо поступить. Проснувшись утром, мы отмечаем, что нашли решение, хотя можем и не вспомнить в точности содержание сна.
Почему мы не помним свои сны?
Если мы во время сна бодрствуем на астральном плане, это еще не значит, что после пробуждения обязательно все вспомним. Этого не происходит, потому что нет того моста, о котором упоминалось выше.
Мы часто просыпаемся с ощущением, что видели во сне что-то очень существенное, открывшее нам важные, незнакомые черты нашей личности, и, хотя мы не помним самого сна, это ощущение сохраняется порой в течение всего дня. В другой раз, напротив, мы прекрасно помним сон, который нам приснился. (Говорят, что лучше запоминается последнее сновидение, хотя мы могли видеть три, четыре и даже пять снов.) Мы могли бы рассказать его кому-то, кто оказался бы рядом с нами в момент пробуждения. Через полчаса сон начинает стираться из памяти, и когда мы прилагаем усилия, чтобы его вспомнить, он ускользает от нас, как будто мы своими мыслями подавляем воспоминания о сне, который принадлежит нам, но каждый раз все быстрее возвращается в свой собственный мир.
Иногда мы настолько забывчивы, что, просыпаясь с чем-то новым, чему научились, не помним, откуда это знаем. Но если бы мы были способны — вспоминая это потом или нет — передвигаться по миру наших сновидений, то могли бы использовать свои ночи наилучшим образом. Было бы достаточно перед сном поставить себе цель: выучить то, что не выучил днем, повторить что-то, заняться задачей, на которую днем не хватило времени, встретиться с кем-нибудь, кто знает больше меня, постараться помочь кому-то, поехать куда-нибудь, посмотреть на красивые вещи, увидеть великолепные пейзажи, послушать музыку, потанцевать или порисовать. Самое важное — ответить на вопрос «Что я буду делать этой ночью, когда пойду спать?». Это одна из самых лучших техник, позволяющих нам научиться постепенно управлять нашими снами.
Самые простые сны
Самые простые и наименее важные из всех сновидений — это, несомненно, сны, имеющие физиологический характер. Они возникают из тех импульсов, которые посылает наше тело, плохо контролирующее себя во время сна, и самого незначительного внешнего воздействия бывает достаточно для того, чтобы оно отправило к мозгу живописные образы, которые превращаются в сновидения. Наше физическое сознание очень простое, обычно автоматическое. Кроме того, физическое тело само по себе не может воспринимать абстрактные идеи, воспоминания, оно немедленно превращает все это в образы, которые могут быть самыми нелепыми.
Физическое сознание не боится абсурда. Оно совершенно не способно определить, реальны ли возникшие образы, имеют ли они какое-то значение и можно ли убедиться в их подлинности. Ему все равно. Чем абсурднее, тем лучше — так мы сможем больше развлечься ночью. Кроме того, любое пространственное открытие превращается для тела в образ поездки. Например, во сне я вспоминаю друга, который живет в Кадисе, — и оказываюсь в Кадисе. Физическое сознание работает по принципу ассоциации идей, «помещая» одну рядом с другой. Неважно, связаны они или нет. Поэтому во сне мы часто объединяем произошедшие с нами и никак не связанные друг с другом события, что приводит к характерному абсурду.
Точно так же физическое сознание сильно впечатляет все то, что происходит вокруг: шум, запах, изменение температуры. Все это еще и сильно преувеличивается: шум превращается во взрыв бомбы, приятный запах перемещает нас в магазин парфюмерии, где мы сидим на коврах, а сам султан старается продать нам то, что производится в его дворце. Способность к преувеличению здесь очень велика.
Но это не те сны, которые нас интересуют. Не интересуют нас и те сны, что прислушиваются только к уму, который блуждает одиноко и хаотично и дает увлечь себя множеству течений, мыслей, не всегда наших, а часто представляющих собой собранные там и сям отрывки того, что думают другие. В такое трудное время, как наше, позволять уму плыть по этим волнам и собирать все подряд означает ставить его в самые ужасные ситуации. Если мы не контролируем наш ум и он похож на воздушный шар, он будет впитывать все, что находится вокруг.
Поэтому древние были очень осторожны в выборе места для сна и советовали своим ученикам делать его как можно чище и приятнее. И поэтому они такое большое внимание уделяли в особенности последней мысли, последней идее, которая приходила к ним перед сном. То последнее, что мы читаем, думаем, видим перед тем, как закрыть глаза, открывает нам двери в мир сновидений — природа сна такова, какова природа идеи.
Это лежит в основе той традиции, которую еще соблюдают некоторые из нас, — иметь на своем ночном столике любимую книгу или ту музыку, которая нравится нам больше других, — то, что мы предпочитаем взять с собой, прежде чем уснуть, чтобы сохранить хорошие воспоминания.
Больше всего нас интересуют те сны, которые действительно соотносятся с самой лучшей нашей частью, нашим Высшим Я, те сны, в которых мы способны узнать самих себя и даже, если это возможно, себя контролировать.
Можем ли мы контролировать свои сны?
В египетских храмах учеников обучали управлять своими снами, контролировать их, прерывать, если необходимо, нежелательный сон. Мне всегда казалось, что надо иметь необыкновенную силу, чтобы управлять собственным бессознательным, астралом, даже когда наше тело спит. Но это становится возможным, если мы постоянно познаем себя, не пугаясь того, что находим внутри, а наоборот, день за днем стараясь преодолевать наши недостатки.
Приведу такой пример: человек решает бросить курить и действительно делает это, но во сне его со всех сторон окружают сигареты... В этом нет ничего удивительного, это вполне логично: наши воля и разум еще недостаточно работают, когда мы спим, нам не хватает последней мысли перед сном: «Осторожно! Ты перестал курить, и возможно, что во сне ты предашься этой страсти». Потому что многие из подобных импульсов проявляются именно тогда, когда мы ослабляем наш контроль.
Самые лучшие сны
Когда мы говорим о самых лучших снах — тех, которые могут что-то для нас значить, мы не должны забывать об особой возможности, которую дает человеку его астральный мир, — возможности преодолевать время и пространство. В считанные секунды в астральном мире происходит многое, потому что мы уже не живем в физическом измерении, для нас открывается что-то совершенно другое, мы более свободны. Мы не должны забывать и о еще одной возможности, существующей в мире снов, — возможности работать с символами, потому что наше Высшее Я реально выражается в них. Но — осторожно! — я не говорю только о тех появляющихся в сновидениях символах, которые стали известны благодаря психоанализу Фрейда. И я не говорю о тех символах, которые всегда отражают цензуру нашего сознания над тем, что происходит в бессознательном. Я говорю о другом типе символов — о таких великих идеях, одной из которых будет достаточно, чтобы объяснить очень многое, тогда как во время бодрствования нам для объяснения того же самого нужно много слов, в которых мы все больше запутываемся, и не легко оказывается выразить в них то, что можно представить одним образом, одной идеей, одним абсолютно понятным символом.
Возможно, эта способность, если мы относимся к ней осознанно, помогает развить проницательность, ясность ума, умение понимать те символы, которые нам постоянно предлагает жизнь. Мы также не должны забывать, что астральный мир может открыть нам будущее, позволит предвидеть, перемещаться во времени, видеть то, что скрыто от нашего взора, когда мы бодрствуем. В самом деле, во сне мы часто попадаем в ситуации, которые будут повторяться в действительности. Предчувствие, предвидение, предвосхищение — как бы это ни называлось — являются результатом разумного объединения элементов сновидения. Это происходит с нами не раз, и нам не нужны эксперты для объяснения подобных снов, потому что мы сами, проснувшись, знаем, что вошли в контакт с «чем-то». Если это «что-то» хорошее, то мы должны сделать все, чтобы наш сон мог стать реальностью; но если оно плохое — внимание! — мы должны понять, как рассеять тучи, которые, по всей видимости, нависли над нашими головами.
Когда мы говорим о таких снах и их связи с будущим, очень важно помнить, что если мы будем развивать в себе способность чувствовать, развивать ум и волю, которые не спят, а просто не используются, то, возможно, нам откроется будущее и многие вещи, которые мы привыкли считать принадлежащими грядущему, станут частью сегодняшнего дня, например страстно желаемое «познать и контролировать самого себя». Это и есть то будущее, которое мне представляется наиболее предпочтительным на дороге сновидений: делать так, чтобы эти способности присутствовали и были реальными не только когда мы спим, а в любой момент времени, особенно когда мы бодрствуем.
Из этого анализа сновидений, из этого проникновения в мир, с одной стороны, темный и загадочный, но с другой — сияющий и светлый, мы сможем выделить те элементы, которые позволят нам представить себе лучшее будущее: когда наши тела, блуждающие сегодня во время нашего сна наугад и по своим собственным критериям, станут нашими лучшими союзниками и самым сильным оружием, которое поможет нам раскрыться в жизни.
***
При отсутствии предсказательных снов нам остается только мечтать о будущем, но не ожидать, что прямо сейчас некие образы принесут нам будущее, уже созданное и предуготованное. Нет, нам остается мечтать о будущем, полностью сознавая, что этот наступающий мир, эти необыкновенные сны станут реальностью только благодаря тем усилиям, которые мы сделаем сегодня.
А разве мы мечтаем только когда спим? Нет. Я, бодрствуя, мечтаю об этом другом и лучшем мире. Его яркий образ встает перед моими глазами. И если правда, что во сне мы можем встречаться с теми, кто разделяет наши заботы и наши стремления, было бы хорошо, чтобы начиная с этого момента все, кто мечтает о новом и лучшем мире, объединились бы и в снах. А если мы встретимся наяву, будет еще лучше.
Делия Стейнберг Гусман
Международный руководитель «Нового Акрополя»
Мадрид, октябрь 1986 г.