Букридеры дешевеют, но не сдаются
В электронном книгоиздании обостряется конкуренция платформ
Успех первых продаж мобильных устройств от Apple заставил зашевелиться весь бизнес, связанный с изданием и распространением электронных книг. Главные американские игроки сбросили цены на букридеры. Снова началась война издательских платформ — уже на рынке электронного книгоиздания.
Данные продаж планшетного компьютера iPad (3 млн устройств меньше чем за три месяца) и iPhone 4 (1,7 млн смартфонов за первый уикенд) не могли оставить равнодушными издателей и продавцов электронных книг, а также продавцов букридеров с экранами на «электронных чернилах». Только потому, что количество проданных Apple устройств, на которых отныне можно читать электронные книги (причём в обоих индустриальных стандартах — EPUB и PDF), практически сравнялось с числом проданных читалок Kindle — самых популярных в США. И хотя ассортимент книжек в iBookStore Apple пока не слишком велик, равно как и объём их продаж, но у книжного бизнеса Apple есть куда расти: прогнозы продаж крайне оптимистичны.
Данные продаж планшетного компьютера iPad (3 млн устройств меньше чем за три месяца) и iPhone 4 (1,7 млн смартфонов за первый уикенд) не могли оставить равнодушными издателей и продавцов электронных книг, а также продавцов букридеров с экранами на «электронных чернилах». Только потому, что количество проданных Apple устройств, на которых отныне можно читать электронные книги (причём в обоих индустриальных стандартах — EPUB и PDF), практически сравнялось с числом проданных читалок Kindle — самых популярных в США. И хотя ассортимент книжек в iBookStore Apple пока не слишком велик, равно как и объём их продаж, но у книжного бизнеса Apple есть куда расти: прогнозы продаж крайне оптимистичны.
Анонсируя iPad в январе 2010 года, глава Apple Стив Джобс не скрывал, что планшетник станет конкурентом букридеров. Однако, у планшетного компьютера Apple есть три существенных минуса по сравнению со ставшими уже привычными букридерами с экраном, выполненным по технологии «электронных чернил»: читать на айпаде на солнце практически невозможно; батареи, хотя она и достаточно мощная, хватает не более чем на пару-тройку дней (в сравнении с неделями у букридеров). Но его плюсы — подключение к сети (до сих пор не все букридеры могут этим похвастаться), цветной экран и универсальность устройства — на мой взгляд, перевешивают недостатки.
Стал ли iPad конкурентом букридерам? Фактически да. После начала продаж iPhone 4 с новым, ещё более контрастным (и более контрастным, чем даже у букридеров) дисплеем, главным игрокам на американском рынке пришлось пойти на крайний шаг — снижать цены. Barnes&Noble, крупнейшая американская книготорговая сеть, вступила в конкуренцию с Amazon за рынок электронных книг в начале 2010 года, когда выпустила на рынок фирменный двухэкранный (один — «чернильный» — экран для чтения, другой — ЖК — для навигации) букридер nook.
Почувствовав угрозу со стороны Apple, Barnes&Noble снизила цену на модель nook 3G на 60 долларов — до 199 долларов (это как раз цена самого дешёвого iPhone 4, приобретаемого вместе с тарифным планом), а также объявила о начале продаж nook Wi-Fi за совсем смешные 149 долларов. Дела у B&N обстоят не слишком хорошо — продажи бумажных книг в сети магазинов упали за 2009 год почти на 5%. Продажи электронных книг, напротив, выросли на 24%.
Ставка на электронные книги и (очевидно, субсидированные самой фирмой) букридеры в такой ситуации понятна, но ближайшие конкуренты не дремлют: другая американская книготорговая сеть — Borders уже вывела на рынок фирменный Kobo Reader за 149 долларов. Kobo Reader, однако, — это не только отдельная читалка, но целое семейство программ со встроенным доступом к интернет-магазину для разнообразных мобильных устройств. Ещё до появления букридера в «семействе» Kobo появились программы iPhone, iPad, Blackberry, Android и Palm Pre. Скоро появится и программа для ПК. Книги, купленные в Kobo, синхронизируются для аккаунта покупателя на всех его устройствах.
Вслед за B&N снизила цены и Amazon, сбросив сразу 70 долларов на флагманскую модель Kindle. Теперь читалку в США можно купить за 189 долларов. Цену на модель Kindle DX с 9,7-дюймовым экраном компания уменьшила даже более радикально — с 489 до 379 долларов. Amazon, впрочем, собирается конкурировать не только ценой. Так же, как и Border, Amazon, только с большим успехом — имея целую армию владельцев Kindle и лучший в интернете ассортимент электронных книг, — строит свою платформу. Kindle фактически стал универсальной средой для дистрибуции и чтения книг, максимально удобной для покупателя: к программе Kindle for PC присоединились Kindle для Mac, для iPhone, для iPad, для BlackBerry и, наконец, для Android.
Амбиции Amazon, впрочем, идут значительно дальше: компания предлагает интерфейс для публикации электронных книг, которые авторы (и издатели) смогут продавать на Kindle. Чтобы сделать книги ещё интереснее и привлекательнее, Amazon добавила — для Kindle на мобильных устройствах Apple — возможность вставки в текст аудио- и видеофрагментов. Производство книг с «расширенным контентом» (бодрые техноблогеры уже обозвали их enhanced book) теперь может быть поставлено на поток. Одно ограничение: файлы с такими книгами довольно велики, порядка нескольких сот мегабайт. Появление видео в Kindle снова оживило слухи о том, что Amazon планирует выпуск букридера с дисплеем, сделанным по технологии Mirasol, которая позволит, сохранив аккумулятор и читабельность текста, отображать цветные видеофайлы.
Мода на мультимедиакниги, не зависящие от платформы для чтения (проигрывания? просмотра?), налицо. Компания Adobe, законодатель издательского мира, обещает к концу 2010 года выпустить профессиональную издательскую платформу для вёрстки мультимедиаизданий. Впечатляющие примеры обкатки новой платформы — создание программы Wired для iPad, уже вызвавшей у издателей глянцевых журналов обильное слюноотделение.
На пятки Adobe наступает Blio, детище знаменитого американского изобретателя Рэя Курцвейля. В числе его заслуг — первый музыкальный синтезатор, первая программа по распознаванию текста, первый синтезатор речи и целый Университет сингулярности, занятый подготовкой будущей технологической революции. Новое детище изобретателя — программная платформа для создания, распространения и чтения электронных книг (естественно, с мультимедиаконтентом) на разных устройствах. За создание книг для Blio будет отвечать программа QuarkXPress, когда-то она была едва ли не главным инструментом для вёрстки программ, пока не сдала свои позиции Adobe InDesign. Распространением контента займётся крупная международная книготорговая сеть Baker & Taylor. Одним из партнёров альянса, сформировавшегося вокруг Blio, станет известный производитель ноутбуков Toshiba. Судя по презентационным материалам, читать электронные книги можно будет и на ПК, и на смартфонах, и на планшетных компьютерах.
IT-индустрия не только старается сделать электронное книгоиздание удобным для издателей (и отчасти для самих авторов), но и привлекательным с финансовой точки зрения. 30 июня 2010 года Amazon выпустила обещанные в начале года новые соглашения по роялти. Правообладатели, которые воспользуются издательской платформой компании, получат 70% от продажи электронных книг. Российским издателям такие условия могут показаться фантастическими — крупнейшие дистрибьюторы электронных книг в России предлагают только 50% (iMobilco) или даже 30% (ЛитРес). Amazon пошла на столь существенное увеличение отчислений, впрочем, не по доброй воле: всё та же Apple с самого начала предложила издателям такие условия для распространения книг через iBookStore.
Надо отдать должное Apple, компания не стала «закрывать» устройства ни от пользователей, ни от других книгопродавцев: книги в iPad и iPhone можно читать не только те, которые куплены через Apple, но и у других продавцов. Только это, собственно, и позволило Kobo и Amazon использовать мобильные устройства Apple для расширения контингента своих покупателей.
Следует иметь в виду, однако, что делать книги (точнее, книги с расширенным контентом) для любых устройств не возбраняется никому. Большое количество книг, которые, например, доступны пользователям мобильных устройств Apple, — это программы, отдельные приложения. Для того чтобы их купить, не нужны онлайновые книжные магазины типа Amazon или iBookStore, достаточно зайти в магазин программ, и вы найдёте там большое количество книг-программ издательств O’Reilly, Lonely Planet и др. AppStore открыт любому программисту и дизайнеру. Именно по этой дороге, не слишком торопясь, идут российские издатели. Большинство из них пока — скромные ремесленники программного кода, шпарящие собрания сочинений классиков русской литературы, но уже есть и более-менее профессиональные «издания».
На подходе и российские книги-программы с «расширенным контентом». Вот, например, Артемий Лебедев пообещал перевести в приложения для iPad книги, изданные им на бумаге. Поскольку тыкать в iPad особенно приятно детям, то первой книгой будет «Мучавка и великан» Оксаны Гривиной. Аналогичная книга-программа готовится и в рамках мультимедийного проекта «Жужа», придуманного известным дизайнером Александром Коротичем.
Основное сражение и за читателя, и за издателя, впрочем, ещё не объявлено. Буквально сегодня появилась новость о том, что вскоре посетителям Amazon будет доступен предварительный просмотр любой электронной книги, продаваемой для Kindle. Функция предпросмотра будет полноценно — с прослушиванием аудиофайлов и просмотром видео — работать в современных веб-браузерах. Так Amazon готовится к главному событию, анонсированному на лето 2010 года, — появлению нового сервиса Google Editions, который сделает доступным платные версии электронных книг в режиме онлайн. Появление такого серьёзного игрока может ещё больше подстегнуть развитие электронного книгоиздания.
Подбадривать есть кого. Читатели — во всяком случае немалая их часть — уже готовы к переходу на электронные книги, и им вовсю помогает в этом IT-индустрия. Пытается помочь она, как видно, и издателям. Только они не готовы. Издатели часто ещё с недоумением, непониманием и страхом смотрят на творящуюся на рынке вакханалию букридеров, форматов, новых издательских платформ, судорожно пытаясь сохранить старый бизнес на основе бумаги. Нынешняя ситуация с книгами сильно напоминает историю, уже случившуюся с музыкальной индустрией. Тогда шла навстречу и во многом формировала потребность пользователей переходить на цифровой формат мировая IT-индустрия. Она разрабатывала форматы, стандарты, программное обеспечение, мобильные устройства для воспроизведения музыки. А чем занимались в это время звукозаписывающие студии? Оказавшиеся в результате совершенно бессмысленной борьбы с MP3 и бесперспективными попытками сохранить сначала винил пластинок, а потом и пластик компакт-дисков.
Владимир Харитонов
Стал ли iPad конкурентом букридерам? Фактически да. После начала продаж iPhone 4 с новым, ещё более контрастным (и более контрастным, чем даже у букридеров) дисплеем, главным игрокам на американском рынке пришлось пойти на крайний шаг — снижать цены. Barnes&Noble, крупнейшая американская книготорговая сеть, вступила в конкуренцию с Amazon за рынок электронных книг в начале 2010 года, когда выпустила на рынок фирменный двухэкранный (один — «чернильный» — экран для чтения, другой — ЖК — для навигации) букридер nook.
Почувствовав угрозу со стороны Apple, Barnes&Noble снизила цену на модель nook 3G на 60 долларов — до 199 долларов (это как раз цена самого дешёвого iPhone 4, приобретаемого вместе с тарифным планом), а также объявила о начале продаж nook Wi-Fi за совсем смешные 149 долларов. Дела у B&N обстоят не слишком хорошо — продажи бумажных книг в сети магазинов упали за 2009 год почти на 5%. Продажи электронных книг, напротив, выросли на 24%.
Ставка на электронные книги и (очевидно, субсидированные самой фирмой) букридеры в такой ситуации понятна, но ближайшие конкуренты не дремлют: другая американская книготорговая сеть — Borders уже вывела на рынок фирменный Kobo Reader за 149 долларов. Kobo Reader, однако, — это не только отдельная читалка, но целое семейство программ со встроенным доступом к интернет-магазину для разнообразных мобильных устройств. Ещё до появления букридера в «семействе» Kobo появились программы iPhone, iPad, Blackberry, Android и Palm Pre. Скоро появится и программа для ПК. Книги, купленные в Kobo, синхронизируются для аккаунта покупателя на всех его устройствах.
Вслед за B&N снизила цены и Amazon, сбросив сразу 70 долларов на флагманскую модель Kindle. Теперь читалку в США можно купить за 189 долларов. Цену на модель Kindle DX с 9,7-дюймовым экраном компания уменьшила даже более радикально — с 489 до 379 долларов. Amazon, впрочем, собирается конкурировать не только ценой. Так же, как и Border, Amazon, только с большим успехом — имея целую армию владельцев Kindle и лучший в интернете ассортимент электронных книг, — строит свою платформу. Kindle фактически стал универсальной средой для дистрибуции и чтения книг, максимально удобной для покупателя: к программе Kindle for PC присоединились Kindle для Mac, для iPhone, для iPad, для BlackBerry и, наконец, для Android.
Амбиции Amazon, впрочем, идут значительно дальше: компания предлагает интерфейс для публикации электронных книг, которые авторы (и издатели) смогут продавать на Kindle. Чтобы сделать книги ещё интереснее и привлекательнее, Amazon добавила — для Kindle на мобильных устройствах Apple — возможность вставки в текст аудио- и видеофрагментов. Производство книг с «расширенным контентом» (бодрые техноблогеры уже обозвали их enhanced book) теперь может быть поставлено на поток. Одно ограничение: файлы с такими книгами довольно велики, порядка нескольких сот мегабайт. Появление видео в Kindle снова оживило слухи о том, что Amazon планирует выпуск букридера с дисплеем, сделанным по технологии Mirasol, которая позволит, сохранив аккумулятор и читабельность текста, отображать цветные видеофайлы.
Мода на мультимедиакниги, не зависящие от платформы для чтения (проигрывания? просмотра?), налицо. Компания Adobe, законодатель издательского мира, обещает к концу 2010 года выпустить профессиональную издательскую платформу для вёрстки мультимедиаизданий. Впечатляющие примеры обкатки новой платформы — создание программы Wired для iPad, уже вызвавшей у издателей глянцевых журналов обильное слюноотделение.
На пятки Adobe наступает Blio, детище знаменитого американского изобретателя Рэя Курцвейля. В числе его заслуг — первый музыкальный синтезатор, первая программа по распознаванию текста, первый синтезатор речи и целый Университет сингулярности, занятый подготовкой будущей технологической революции. Новое детище изобретателя — программная платформа для создания, распространения и чтения электронных книг (естественно, с мультимедиаконтентом) на разных устройствах. За создание книг для Blio будет отвечать программа QuarkXPress, когда-то она была едва ли не главным инструментом для вёрстки программ, пока не сдала свои позиции Adobe InDesign. Распространением контента займётся крупная международная книготорговая сеть Baker & Taylor. Одним из партнёров альянса, сформировавшегося вокруг Blio, станет известный производитель ноутбуков Toshiba. Судя по презентационным материалам, читать электронные книги можно будет и на ПК, и на смартфонах, и на планшетных компьютерах.
IT-индустрия не только старается сделать электронное книгоиздание удобным для издателей (и отчасти для самих авторов), но и привлекательным с финансовой точки зрения. 30 июня 2010 года Amazon выпустила обещанные в начале года новые соглашения по роялти. Правообладатели, которые воспользуются издательской платформой компании, получат 70% от продажи электронных книг. Российским издателям такие условия могут показаться фантастическими — крупнейшие дистрибьюторы электронных книг в России предлагают только 50% (iMobilco) или даже 30% (ЛитРес). Amazon пошла на столь существенное увеличение отчислений, впрочем, не по доброй воле: всё та же Apple с самого начала предложила издателям такие условия для распространения книг через iBookStore.
Надо отдать должное Apple, компания не стала «закрывать» устройства ни от пользователей, ни от других книгопродавцев: книги в iPad и iPhone можно читать не только те, которые куплены через Apple, но и у других продавцов. Только это, собственно, и позволило Kobo и Amazon использовать мобильные устройства Apple для расширения контингента своих покупателей.
Следует иметь в виду, однако, что делать книги (точнее, книги с расширенным контентом) для любых устройств не возбраняется никому. Большое количество книг, которые, например, доступны пользователям мобильных устройств Apple, — это программы, отдельные приложения. Для того чтобы их купить, не нужны онлайновые книжные магазины типа Amazon или iBookStore, достаточно зайти в магазин программ, и вы найдёте там большое количество книг-программ издательств O’Reilly, Lonely Planet и др. AppStore открыт любому программисту и дизайнеру. Именно по этой дороге, не слишком торопясь, идут российские издатели. Большинство из них пока — скромные ремесленники программного кода, шпарящие собрания сочинений классиков русской литературы, но уже есть и более-менее профессиональные «издания».
На подходе и российские книги-программы с «расширенным контентом». Вот, например, Артемий Лебедев пообещал перевести в приложения для iPad книги, изданные им на бумаге. Поскольку тыкать в iPad особенно приятно детям, то первой книгой будет «Мучавка и великан» Оксаны Гривиной. Аналогичная книга-программа готовится и в рамках мультимедийного проекта «Жужа», придуманного известным дизайнером Александром Коротичем.
Основное сражение и за читателя, и за издателя, впрочем, ещё не объявлено. Буквально сегодня появилась новость о том, что вскоре посетителям Amazon будет доступен предварительный просмотр любой электронной книги, продаваемой для Kindle. Функция предпросмотра будет полноценно — с прослушиванием аудиофайлов и просмотром видео — работать в современных веб-браузерах. Так Amazon готовится к главному событию, анонсированному на лето 2010 года, — появлению нового сервиса Google Editions, который сделает доступным платные версии электронных книг в режиме онлайн. Появление такого серьёзного игрока может ещё больше подстегнуть развитие электронного книгоиздания.
Подбадривать есть кого. Читатели — во всяком случае немалая их часть — уже готовы к переходу на электронные книги, и им вовсю помогает в этом IT-индустрия. Пытается помочь она, как видно, и издателям. Только они не готовы. Издатели часто ещё с недоумением, непониманием и страхом смотрят на творящуюся на рынке вакханалию букридеров, форматов, новых издательских платформ, судорожно пытаясь сохранить старый бизнес на основе бумаги. Нынешняя ситуация с книгами сильно напоминает историю, уже случившуюся с музыкальной индустрией. Тогда шла навстречу и во многом формировала потребность пользователей переходить на цифровой формат мировая IT-индустрия. Она разрабатывала форматы, стандарты, программное обеспечение, мобильные устройства для воспроизведения музыки. А чем занимались в это время звукозаписывающие студии? Оказавшиеся в результате совершенно бессмысленной борьбы с MP3 и бесперспективными попытками сохранить сначала винил пластинок, а потом и пластик компакт-дисков.
Владимир Харитонов