Сатирические жанры современной публицистики
Учебное пособие. Автор - Тепляшина Алла Николаевна
«Нет такого предмета на земле, который бы нельзя было посмотреть с комической точки зрения»
Ф.М.Достоевский
Ф.М.Достоевский
О жанрах - либо ничего, либо хорошо! Писать о жанрах трудно: в динамике современной журналистики нелегко угнаться за новыми веяниями. «Жанры рождаются, развиваются, достигая своего совершенства, затем теряют популярность, распадаются, сменяются, утратив продуктивность и адекватное восприятие, другими жанрами, более востребованными временем» (С.6). Но автор рецензируемой книги призывает не отказываться от устойчивых форм существования журналистских текстов, чтобы не потерять исходные ориентиры, без которых утрачивает смысл понятие индивидуальности.
Казалось бы уже исследованы проблемы зарождения и развития сатирических жанров, их историческая жизнь и функции, роль и задачи фельетонистов и памфлетистов. Однако автор видит новые очертания сатирических жанров, в которых проявляется значимость постоянно возникающих явлений и дается их эмоциональная оценка. Новое в этих жанрах не только особая острота оценок, но их полярность.
Сатира возрождается в новых формах, она неразрывно связана с критикой, а критика - одно из важнейших условий демократического развития общества.
В разделе «Комическое в публицистическом произведении» утверждается, что происхождение термина публицистика русское, так как не имеет эквивалентного термина в европейских или иных языках. При рассмотрении понятия во многих исследованиях подчеркивается социальная острота, рассмотрение общественных и частных вопросов с социальных позиций, высокий уровень качества отражения и обобщения фактов.
Автор находит, что публицистика является средством познания действительности, помогает формированию общественного мнения и общественного сознания. Публицистике подвластны все темы и любые события, судьбы, характеры, проблемы современности при том условии, «что они увидены и повернуты широкой аудитории своим социальным смыслом и значением». Особенность публицистики в том, что она осуществляет нравственный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.
Публицистика рассматривается как теория убеждающей коммуникации («Автор - читатель: аспекты коммуникации»). В книге показывается, как авторское впечатление от жизни, природы, среды, мира людей и вещей, воплощается в своеобразных текстовых моделях. На их формирование влияет ряд факторов, среди которых наиболее значимым называет сам автор сатирического произведения, выступающий в трех ипостасях: автор как личность (его жизненные взгляды, мораль, принципы), автор как мыслитель (гибкость ума, интеллектуальность, способность проникать в суть проблемы), автор как художник (способность образно мыслить и креативно выражать свои мысли; умение создать выразительную форму, богатую художественными приемами).
Для обозначения участия читателя в процессе творчества и восприятия используются различные термины адресат - воображаемый, внутренний читатель, реальный читатель - публика, аудитория, реципиент.
Автор публицистического произведения, по мнению А.Н.Тепляшиной, облечен социальной ответственностью и выполняет общественную миссию (сообщение новостей, воспитание, просвещение), стремится повлиять на общественное мнение и выразить установки той общественной группы, которую он представляет.
Интересен анализ современной критики в публицистических произведениях, опубликованных на страницах таких газет, как «Правда», «Советская Россия», «Завтра». «Молния», «Дуэль», «Новый Петербург». Эти издания представляют собой своеобразную «артиллерийскую батарею», обстреливающую властные структуры. Публицисты «леворадикальных» газет слывут обличителями режима и заступниками народа. Критика действий правительства направлена здесь на создание протестного движения. Однако мера субъективности в произведениях, представленных в этой прессе, оказывается настолько высокой что трудно говорить об идентичности предлагаемых оценок и реального положения дел. «Многие публицисты, - пишет автор, - противопоставляющих себя официальной прессе и легитимной власти, интерпретируют события, апеллируя к массовому адресату, и строят свою речь от лица массового адресанта. Отсюда и пафос, своей излишней эмоциональностью создающий впечатление помпезности и фальши, исключающей доверие и взаимопонимание» (С.29).
Напротив, анализ таких газет, как «КоммерсантЪ», «Известия», «Новая газета», «Комсомольская правда», показывает, что здесь выбран иной стиль общения с аудиторией. Журналисты этих изданий не поучают, не говорят «от имени народа», не обращаются свысока к своему читателю, напротив, пытаются «настроиться» на его возможности восприятия и создать «диалогическое взаимодействие».
Широко применяется прием «незаметного вхождения» в контакт с читателем с помощью «фактического общения, суть которого в том, что автор пытается установить доверительный контакт с читателем, начиная текст с сообщения незначительных фактов, не имеющих "витального смысла", но свидетельствующих об уважении традиций, форм поведения, принятых в аудитории данного издания» (С.33).
В книге показана дистанция, отделяющая факт от образа, реальное жизненное явление от его художественного воплощения, что в значительной степени формирует различие между публицистикой и художественной литературой («Художественные средства публицистики: связь образного и логического ряда»). Разработка темы в публицистике предполагает прежде всего фактическую достоверность, документальную точность, логическую последовательность в развертывании материала. В то же время публицистика ориентирована на эстетически преображаемые мысль, факт, документ.
Принципиальное различие публицистики и художественной литературы автор видит в разности подходов. Задача писателя - изображать действительность и только посредством созданных им картин и образов выражать свои симпатии и антипатию. Здесь функции убеждения и оценки вторичны. В публицистическом произведении функции убеждения и оценки первичны, выражены в слове (в его предметном и образном значении, эмоциональных оценочных оттенках).
Раздел учебного пособия «Комическое как эстетическая форма критики» дает представление о критике как социально-ориентированном общении. Критика выступает важной составляющей публицистического творчества и профессиональной культуры журналиста. Целью критики является стимулирование, убеждение и побуждение, а информирование лишь фон для формирования у аудитории такого понимания действительности, которое отвечает с точки зрения автора ценностным ориентациям общества.
Критика является также и способом эстетической регуляции развития определенных явлений и процессов и восприятия их обществом: в зависимости от цели критики комическое может быть «мягким» (юмор) или «жестким» (ирония, сатира, сарказм): «Чем более значимо отрицание ценности, тем жестче критика и комическое как эстетическая форма» (С.42).
Автор связывает комическое и с внеэстетическим аспектом - смехом, представляющим собой культурно-психологическое явление, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности (физиологическая реакция на юмор).
В книге подробно анализируются все компоненты комического в публицистическом произведении, - от необычной ситуации, вызванной невольным каламбуром до намеренной остроты.
Учебное пособие знакомит студентов и всех, интересующихся журналистским творчеством, с наиболее часто используемыми приемами комического (гипербола, литота, гротеск, деперсонализация, аллюзия, иносказание и т.д.).
В гл. 2 «Дифференциация комического в жанрах публицистики» рассмотрены многочисленные подходы к определению категории - жанр. В новой ситуации жанрообразования предлагается структурно выделять следующие компоненты:
1) эстетическую основу отношения к действительности;
охват действительности;
2) тип изложения (повествование, описание, диалог);
3) композицию (роль действия, персонажей, обстоятельств);
4) характер организации словесной ткани (ритм, интонация, тропы и т.д.)
На основе этих пяти уровней автор определяет диапазоны сатирических жанров, показывает игру между тематической и стилистической структурой и вариации различных элементов внутри одного жанра. Рассматриваются такие приемы обличения, как инвектива (разные «обзывалки», которые воспринимаются как шокирующие), пародия (средство раскрытия внутренней несостоятельности объекта внимания журналиста) и др. Примеры помогают глубже понять суть пародии (в резюме гардеробщика, ищущего работу в консерватории, значится «менеджмент в области учета и хранения материальных ценностей в сфере шоу-бизнеса», а уборщицы - «менеджер по освобождению офиса от добровольного отчуждения собственности»).
Анализ современного памфлетного жанра сроится на выступлениях таких известных журналистов, как М.Леонтьев (ОРТ), А.Минкин («Новая газета»), М.Стуруа, М.Дейч («Московский комсомолец»), В.Шендерович («Газета»), А.Черкизов («Эхо Москвы»), А.Проханов («Завтра»).
Для жанровых модификаций памфлета характерными являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, виды комического - сарказм, ирония.
Прекрасными образами современного фельетона автор считает выступления М.Соколова в «Известиях» под рубрикой «Субботний фельетон» и произведения телекритика И.Петровской.
Известинцы Р.Арифджанов и С.Мостовщиков трансформировали жанр фельетона в некий симбиоз журналистского расследования, репортажа, сатирического рассказа и пародии. Однако эти произведения не утрачивают фельетонной направленности, так как не теряют жанровых признаков классического фельетона - основаны на строгой фактической основе, с авторским подтекстом, в них наличествует ассоциативная тема, образы, картинки, используются сатирическое заострение темы и лирико-юмористическая интонация, присутствуют конкретные выводы. Точно подчеркнута специфика жанра - фельетон находится на границе публицистики и беллетристики. В тексте фельетона главное не картинка - а энергия остроумной мысли (С.90).
Автор помогает заглянуть в творческую лабораторию фельетонистов, раскрывает способы разработки темы и архитектоники (построения) сатирического произведения, приемы комического обыгрывания фактов. Не могла обойти вниманием проблему жанрообразования в бульварной прессе («Фельетонный стиль бульварной газеты»). Бульварная пресса не выражает изысканных вкусов и духовных поисков народов. Создавая специфическую картину мира, эта пресса включается в систему актуального мировосприятия, являющуюся очень важным моментом для изданий, у которых баланс эстетического и этического пребывает в нарушенном состоянии, что выражается в избытке комического (высмеивается все и вся). Байка - допускающая вымысел, сплетня как разновидность слуха, анекдот – неизменные атрибуты сатирических жанров. Стеб, присущий бульварной прессе, это уже не только стилевая манера, но и определенное мировоззрение: он негативен, агрессивен и насаждает дурной вкус.
Деликатно автор убеждает читателя в том, что фельетонный стиль - дело тонкое и небезопасное, при неумелом обращении с фактами и людьми легко впасть в хамство, пошлость, развязность, ерничество.
Главный вывод книги: остроумие – это не вселенский нигилизм, а высокие эстетические идеалы.
Подпись: Профессор кафедры современной периодической печати СПбГУ Г.С.Мельник
Сатира возрождается в новых формах, она неразрывно связана с критикой, а критика - одно из важнейших условий демократического развития общества.
В разделе «Комическое в публицистическом произведении» утверждается, что происхождение термина публицистика русское, так как не имеет эквивалентного термина в европейских или иных языках. При рассмотрении понятия во многих исследованиях подчеркивается социальная острота, рассмотрение общественных и частных вопросов с социальных позиций, высокий уровень качества отражения и обобщения фактов.
Автор находит, что публицистика является средством познания действительности, помогает формированию общественного мнения и общественного сознания. Публицистике подвластны все темы и любые события, судьбы, характеры, проблемы современности при том условии, «что они увидены и повернуты широкой аудитории своим социальным смыслом и значением». Особенность публицистики в том, что она осуществляет нравственный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.
Публицистика рассматривается как теория убеждающей коммуникации («Автор - читатель: аспекты коммуникации»). В книге показывается, как авторское впечатление от жизни, природы, среды, мира людей и вещей, воплощается в своеобразных текстовых моделях. На их формирование влияет ряд факторов, среди которых наиболее значимым называет сам автор сатирического произведения, выступающий в трех ипостасях: автор как личность (его жизненные взгляды, мораль, принципы), автор как мыслитель (гибкость ума, интеллектуальность, способность проникать в суть проблемы), автор как художник (способность образно мыслить и креативно выражать свои мысли; умение создать выразительную форму, богатую художественными приемами).
Для обозначения участия читателя в процессе творчества и восприятия используются различные термины адресат - воображаемый, внутренний читатель, реальный читатель - публика, аудитория, реципиент.
Автор публицистического произведения, по мнению А.Н.Тепляшиной, облечен социальной ответственностью и выполняет общественную миссию (сообщение новостей, воспитание, просвещение), стремится повлиять на общественное мнение и выразить установки той общественной группы, которую он представляет.
Интересен анализ современной критики в публицистических произведениях, опубликованных на страницах таких газет, как «Правда», «Советская Россия», «Завтра». «Молния», «Дуэль», «Новый Петербург». Эти издания представляют собой своеобразную «артиллерийскую батарею», обстреливающую властные структуры. Публицисты «леворадикальных» газет слывут обличителями режима и заступниками народа. Критика действий правительства направлена здесь на создание протестного движения. Однако мера субъективности в произведениях, представленных в этой прессе, оказывается настолько высокой что трудно говорить об идентичности предлагаемых оценок и реального положения дел. «Многие публицисты, - пишет автор, - противопоставляющих себя официальной прессе и легитимной власти, интерпретируют события, апеллируя к массовому адресату, и строят свою речь от лица массового адресанта. Отсюда и пафос, своей излишней эмоциональностью создающий впечатление помпезности и фальши, исключающей доверие и взаимопонимание» (С.29).
Напротив, анализ таких газет, как «КоммерсантЪ», «Известия», «Новая газета», «Комсомольская правда», показывает, что здесь выбран иной стиль общения с аудиторией. Журналисты этих изданий не поучают, не говорят «от имени народа», не обращаются свысока к своему читателю, напротив, пытаются «настроиться» на его возможности восприятия и создать «диалогическое взаимодействие».
Широко применяется прием «незаметного вхождения» в контакт с читателем с помощью «фактического общения, суть которого в том, что автор пытается установить доверительный контакт с читателем, начиная текст с сообщения незначительных фактов, не имеющих "витального смысла", но свидетельствующих об уважении традиций, форм поведения, принятых в аудитории данного издания» (С.33).
В книге показана дистанция, отделяющая факт от образа, реальное жизненное явление от его художественного воплощения, что в значительной степени формирует различие между публицистикой и художественной литературой («Художественные средства публицистики: связь образного и логического ряда»). Разработка темы в публицистике предполагает прежде всего фактическую достоверность, документальную точность, логическую последовательность в развертывании материала. В то же время публицистика ориентирована на эстетически преображаемые мысль, факт, документ.
Принципиальное различие публицистики и художественной литературы автор видит в разности подходов. Задача писателя - изображать действительность и только посредством созданных им картин и образов выражать свои симпатии и антипатию. Здесь функции убеждения и оценки вторичны. В публицистическом произведении функции убеждения и оценки первичны, выражены в слове (в его предметном и образном значении, эмоциональных оценочных оттенках).
Раздел учебного пособия «Комическое как эстетическая форма критики» дает представление о критике как социально-ориентированном общении. Критика выступает важной составляющей публицистического творчества и профессиональной культуры журналиста. Целью критики является стимулирование, убеждение и побуждение, а информирование лишь фон для формирования у аудитории такого понимания действительности, которое отвечает с точки зрения автора ценностным ориентациям общества.
Критика является также и способом эстетической регуляции развития определенных явлений и процессов и восприятия их обществом: в зависимости от цели критики комическое может быть «мягким» (юмор) или «жестким» (ирония, сатира, сарказм): «Чем более значимо отрицание ценности, тем жестче критика и комическое как эстетическая форма» (С.42).
Автор связывает комическое и с внеэстетическим аспектом - смехом, представляющим собой культурно-психологическое явление, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности (физиологическая реакция на юмор).
В книге подробно анализируются все компоненты комического в публицистическом произведении, - от необычной ситуации, вызванной невольным каламбуром до намеренной остроты.
Учебное пособие знакомит студентов и всех, интересующихся журналистским творчеством, с наиболее часто используемыми приемами комического (гипербола, литота, гротеск, деперсонализация, аллюзия, иносказание и т.д.).
В гл. 2 «Дифференциация комического в жанрах публицистики» рассмотрены многочисленные подходы к определению категории - жанр. В новой ситуации жанрообразования предлагается структурно выделять следующие компоненты:
1) эстетическую основу отношения к действительности;
охват действительности;
2) тип изложения (повествование, описание, диалог);
3) композицию (роль действия, персонажей, обстоятельств);
4) характер организации словесной ткани (ритм, интонация, тропы и т.д.)
На основе этих пяти уровней автор определяет диапазоны сатирических жанров, показывает игру между тематической и стилистической структурой и вариации различных элементов внутри одного жанра. Рассматриваются такие приемы обличения, как инвектива (разные «обзывалки», которые воспринимаются как шокирующие), пародия (средство раскрытия внутренней несостоятельности объекта внимания журналиста) и др. Примеры помогают глубже понять суть пародии (в резюме гардеробщика, ищущего работу в консерватории, значится «менеджмент в области учета и хранения материальных ценностей в сфере шоу-бизнеса», а уборщицы - «менеджер по освобождению офиса от добровольного отчуждения собственности»).
Анализ современного памфлетного жанра сроится на выступлениях таких известных журналистов, как М.Леонтьев (ОРТ), А.Минкин («Новая газета»), М.Стуруа, М.Дейч («Московский комсомолец»), В.Шендерович («Газета»), А.Черкизов («Эхо Москвы»), А.Проханов («Завтра»).
Для жанровых модификаций памфлета характерными являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, виды комического - сарказм, ирония.
Прекрасными образами современного фельетона автор считает выступления М.Соколова в «Известиях» под рубрикой «Субботний фельетон» и произведения телекритика И.Петровской.
Известинцы Р.Арифджанов и С.Мостовщиков трансформировали жанр фельетона в некий симбиоз журналистского расследования, репортажа, сатирического рассказа и пародии. Однако эти произведения не утрачивают фельетонной направленности, так как не теряют жанровых признаков классического фельетона - основаны на строгой фактической основе, с авторским подтекстом, в них наличествует ассоциативная тема, образы, картинки, используются сатирическое заострение темы и лирико-юмористическая интонация, присутствуют конкретные выводы. Точно подчеркнута специфика жанра - фельетон находится на границе публицистики и беллетристики. В тексте фельетона главное не картинка - а энергия остроумной мысли (С.90).
Автор помогает заглянуть в творческую лабораторию фельетонистов, раскрывает способы разработки темы и архитектоники (построения) сатирического произведения, приемы комического обыгрывания фактов. Не могла обойти вниманием проблему жанрообразования в бульварной прессе («Фельетонный стиль бульварной газеты»). Бульварная пресса не выражает изысканных вкусов и духовных поисков народов. Создавая специфическую картину мира, эта пресса включается в систему актуального мировосприятия, являющуюся очень важным моментом для изданий, у которых баланс эстетического и этического пребывает в нарушенном состоянии, что выражается в избытке комического (высмеивается все и вся). Байка - допускающая вымысел, сплетня как разновидность слуха, анекдот – неизменные атрибуты сатирических жанров. Стеб, присущий бульварной прессе, это уже не только стилевая манера, но и определенное мировоззрение: он негативен, агрессивен и насаждает дурной вкус.
Деликатно автор убеждает читателя в том, что фельетонный стиль - дело тонкое и небезопасное, при неумелом обращении с фактами и людьми легко впасть в хамство, пошлость, развязность, ерничество.
Главный вывод книги: остроумие – это не вселенский нигилизм, а высокие эстетические идеалы.
Подпись: Профессор кафедры современной периодической печати СПбГУ Г.С.Мельник